
АРСЕНАЛ
Джазовый ансамбль, организованный в 1973 Алексеем Козловым, один из популярнейших концертных коллективов 7080-х годов.АРСЕНАЛ
«Арсенал» был создан на базе Московской экспериментальной джазовой студии во Дворце культуры «Москворечье». Первые программы были выполнены в стилистике джаз-рока (первое название коллектива — джаз-рок-ансамбль), прообразом послужили группы «Кровь, пот и слезы» и «Чикаго». Основу репертуара составляли композиции Алексея Козлова и его же аранжировки популярных песен (первые три года с «Арсеналом» выступили вокалисты). Инструментальный состав: две трубы (Анатолий Сизонов, Евгений Пан), три тромбона (Вадим Ахметгареев, Валерий Таушан, Александр Горобец), альтовый или сопрановый саксофон (Алексей Козлов), гитара (Виталий Розенберг), бас-гитара (Александр Богдановский), фортепиано и синтезатор (Игорь Саульский), ударные (Сергей Ходнев и Василий Изюмченко). В последующие годы в «Арсенале» работали саксофонисты Валерий Кацнельсон, Александр Пищиков, Станислав Григорьев) трубач Борис Кузнецов, контрабасист Анатолий Бабий, бас-гитарист Анатолий Куликов, пианисты Вячеслав Горский, Михаил Альперин, барабанщики Станислав Коростелев, Алексей Гагарин и др.«Арсенал» часто выступал в Москве, собирая полные залы, однако столичные концертные организации побоялись принять на работу такой неординарный коллектив. В 1975 «Арсенал» стал концертным ансамблем Калининградской областной филармонии и получил возможность гастролировать по Советскому Союзу. К этому времени из репертуара были изъяты вокальные номера, инструментальная музыка ощутимо усложнилась (композиции Алексея Козлова в основном строились как сюиты), существенное место в репертуаре заняли произведения, связанные с русским или восточным фольклором. В 1978 «Арсенал» выступил на фестивале в Польше, в 1979 — в Венгрии, а в 1980 — в Западном Берлине.Облик «Арсенала» несколько раз менялся. Как написал Юрий Саульский: «...важным свойством “Арсенала” является его способность к творческому обновлению. Этим и оправдывается название ансамбля: в его арсенале всегда достаточно новых замыслов и средств для их воплощения, чтобы в какой-то момент предстать перед зрителями и слушателями в ином качестве». В 1981 «Арсенал» стал камерно-инструментальным ансамблем. Исчезает группа медных духовых, характер звучания определяют синтезаторы, гитары (на акустической гитаре играл Виктор Зинчук), на фоне которых солировал Алексей Козлов и отдельно приглашаемые импровизаторы. В 1983 Козлов создал джазовый театр, музыканты стали актерами, способными исполнять брейкданс и пантомиму. В конце 80-х годов в связи с прекращением плановой гастрольно-концертной деятельности коллектив был распущен. В середине 90-х годов Алексей Козлов несколько раз реанимировал ансамбль, собирая музыкантов для отдельных проектов. В 1995 вместе с вокалисткой Тамарой Гвердцители «Арсенал» выступил в Нью-Йорке в Карнеги-холле. В 1999 «Арсенал» появился на отечественной сцене в новом составе. Значение «Арсенала» в истории отечественного джаза трудно переоценить. «Арсенал» стал первым коллективом, полистилистика которого позволила сблизить разные поколения слушателей и вернуть концертному джазу широкую публику.
ЗАПИСИ
- Фестивальные альбомы «По страницам VI Московского фестиваля советской джазовой музыки, пл. 2» (1980)
- «Джаз82, пл. 2»
- «Фестиваль “Московская осень”» (1985)
- Сольные альбомы — «Джазрокансамбль “Арсенал”» (1979)
- «Своими руками» (1983)
- «Второе дыхание» (1986)
- «Опаленные временем, пл. 1–2» (1986)
- «Алексей Козлов и его “Арсенал”» (1990)
- Genesis (2002)
- «Подпоьный Арсенал« (2005)
НЕСКОЛЬКО ИМЕН ИЗ НАШЕЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ:
(просто нажмите на фотографию)
Это большое и нужное дело... я всегда восхищался тем, как бережно американцы относятся к своей культуре! Отреставрированы все записи, собраны все мемуары, не потерялся ни один исполнитель...
Вы делаете неоценимый труд и для наших современников и для будущих поколений россиян!
В. Киселев (Москва)
|
Спасибо В. Фейертагу ...Очень благодарен Вам (и все дальневосточные музыканты) за включение наших имен в справочник "Джаз в России". Очень рад! А за молодых ребят ОСОБЕННО!
Теперь их вся РОССИЯ сможет узнать. ... Мы и далее будем стараться повышать своё мастерство, воспитывать молодежь, укреплять позиции ДВ джаза. В. Захаров, (Хабаровск)
|
Интересное:
Из обсуждений в сети: ... книжка вышла у Оскара Питерсона очень добрая, веселая и романтичная. Хотя жизнь этого музыканта напоминала полосу препятствий, которые приходилось преодолевать с боем. В эпилоге Питерсон замечает, что «для многих музыкантов и артистов самое трудное в творчестве – управлять своими личными чувствами, а порой даже подавлять их». Сам Питерсон, видимо, легко справляется со своими повседневными настроениями, чтобы потом они фонтаном эмоций выплеснулись в его гениальной игре на рояле.
узнать больше и купить эту книгу
Из книги История джазового исполнительства в России
Вокально-инструментальный оркестр под руководством Юрия Сергеевича Саульского (1928-2005) не случайно дебютировал на втором ленинградском джазовом фестивале. Этим выступлением (апрель 1966), как и первыми концертами в Московском театре эстрады, оркестр сразу же заявил о своем намерении серьезно пропагандировать джаз. И, действительно, после оркестра Олега Лундстрема ни один столичный коллектив не предлагал публике такого количества инструментальных пьес в одном концерте. «Джаз еще пасынок на эстраде, – писал Саульский, – А ведь настоящая джазовая музыка требует филармонической пропаганды, безусловно лишенной, прежде всего, всех компонентов обычной эстрады. Нужно приучиться слушать музыку без ее оправдания. Настоящий джаз должен существовать наряду с эстрадной, популярной легкой музыкой, – это доказывать излишне. Но джазовая музыка должна пропагандироваться столь же серьезно, как камерная, и столь же широко, как эстрадная». Коллектив был необычен: помимо традиционных оркестровых секций (трубы, тромбоны, саксофоны, ритм-группа) в нем использовался вокальный октет в роли инструментальной группы. Применяя вокально-слоговое пение (скэт), вокалисты исполняли риффы, короткие мелодико-ритмические формулы, во время импровизаций инструменталистов или же создавали гармонический фон.
книги и ноты на нашем сайте:
просто щекните мышкой по обложке