
WHITEMAN Paul
Дирижер, руководитель самого популярного оркестра (по составу симфоджаз). В 2030-е годы его оркестр, исполнявший танцевальную музыку, считался эталоном джаза. Обладая чутьем на таланты, Уайтмен собирал блестящих исполнителей и пропагандировал так называемУАЙТМЕН Пол
Paul Whiteman
28.03.1890, Денвер, шт. Колорадо
29.12.1967, Дойлстаун, шт. Пенсильвания
В детстве учился играть на скрипке и на струнном альте. Работал в симфонических оркестрах Денвера и Сан-Франциско, во время Первой мировой войны руководил бэндом Военно-морских сил. Первый танцевальный оркестр организовал в 1919 в Санта-Барбаре (Калифорния). Национальной известности добился, выступая в Нью-Йорке и Атлантик-сити и в особенности после триумфальных гастролей в Европе (1923). Стремясь представить свой бэнд как концертный коллектив, заказал Гершвину концерт для фортепиано с оркестром, премьера которого с названием «Рапсодия в стиле блюз» состоялась 12 февраля 1924 года в Нью-Йорке (партию фортепиано исполнял автор). Следующей вехой успеха оркестра был кинофильм «Король джаза» (1930), в котором Уайтмен сыграл главную роль.
Оркестр Уайтмена был в 30-е годы самым дорогостоящим коллективом в американском шоу-бизнесе (его выступление стоило не менее 10 тыс. долларов), выпустил огромное число пластинок и вызвал к жизни, особенно в Европе, большое число подражателей. Среди известных музыкантов оркестра — Бикс Байдербек, Джо Венути, Джек Тигарден, Джимми и Томми Дорси, Банни Бериген, Рэд Норво, Фрэнки Трамбауэр. С бэндом выступали вокалисты Милдред Бэйли и Бинг Кросби. Хиты оркестра (чаще всего в аранжировках Фреда Грофе или Билла Челлиса) — Whispering, My Blue Heaven, The Japanese Sandman, Say It With Music, When Buddha Smiles, Cherie, My Mammy, Make Believe, Ramona, Ol’ Man River и многие другие. Оркестр и его лидер снялись еще в нескольких кинофильмах — «Спасибо за миллион» (1935), «Пусть грянет оркестр» (1940), «Атлантик-сити» (1944), «Рапсодия в стиле блюз» (1945) и нередко участвовали в бродвейских постановках. После 1946 года Уайтмен возглавил радиокорпорацию и собирал оркестр только по особым случаям.
ЗАПИСИ
- Jazz A La King. 1920–36 (1983)
- Shakin’ The Blues Away. 1920–27 (1983)
- The Paul Whiteman Collection — 20 Golden Greats (1987)
- Whiteman Stomp (1987)
- «Оркестр под управлением Пола Уайтмена» (1987)
НЕСКОЛЬКО ИМЕН ИЗ НАШЕЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ:
(просто нажмите на фотографию)
Это большое и нужное дело... я всегда восхищался тем, как бережно американцы относятся к своей культуре! Отреставрированы все записи, собраны все мемуары, не потерялся ни один исполнитель...
Вы делаете неоценимый труд и для наших современников и для будущих поколений россиян!
В. Киселев (Москва)
|
Спасибо В. Фейертагу ...Очень благодарен Вам (и все дальневосточные музыканты) за включение наших имен в справочник "Джаз в России". Очень рад! А за молодых ребят ОСОБЕННО!
Теперь их вся РОССИЯ сможет узнать. ... Мы и далее будем стараться повышать своё мастерство, воспитывать молодежь, укреплять позиции ДВ джаза. В. Захаров, (Хабаровск)
|
Интересное:
Из обсуждений в сети: ... книжка вышла у Оскара Питерсона очень добрая, веселая и романтичная. Хотя жизнь этого музыканта напоминала полосу препятствий, которые приходилось преодолевать с боем. В эпилоге Питерсон замечает, что «для многих музыкантов и артистов самое трудное в творчестве – управлять своими личными чувствами, а порой даже подавлять их». Сам Питерсон, видимо, легко справляется со своими повседневными настроениями, чтобы потом они фонтаном эмоций выплеснулись в его гениальной игре на рояле.
узнать больше и купить эту книгу
Из книги История джазового исполнительства в России
Вокально-инструментальный оркестр под руководством Юрия Сергеевича Саульского (1928-2005) не случайно дебютировал на втором ленинградском джазовом фестивале. Этим выступлением (апрель 1966), как и первыми концертами в Московском театре эстрады, оркестр сразу же заявил о своем намерении серьезно пропагандировать джаз. И, действительно, после оркестра Олега Лундстрема ни один столичный коллектив не предлагал публике такого количества инструментальных пьес в одном концерте. «Джаз еще пасынок на эстраде, – писал Саульский, – А ведь настоящая джазовая музыка требует филармонической пропаганды, безусловно лишенной, прежде всего, всех компонентов обычной эстрады. Нужно приучиться слушать музыку без ее оправдания. Настоящий джаз должен существовать наряду с эстрадной, популярной легкой музыкой, – это доказывать излишне. Но джазовая музыка должна пропагандироваться столь же серьезно, как камерная, и столь же широко, как эстрадная». Коллектив был необычен: помимо традиционных оркестровых секций (трубы, тромбоны, саксофоны, ритм-группа) в нем использовался вокальный октет в роли инструментальной группы. Применяя вокально-слоговое пение (скэт), вокалисты исполняли риффы, короткие мелодико-ритмические формулы, во время импровизаций инструменталистов или же создавали гармонический фон.
книги и ноты на нашем сайте:
просто щекните мышкой по обложке