
LEWIS John Aaron
Пианист, композитор, один из лидеров Modern Jazz Quartetа.ЛЬЮИС Джон
John Aaron Lewis
03.05.1920, ЛаГрейндж, шт. Иллинойс
29.03.2001, Нью-Йорк
Начал играть на фортепиано в семь лет. До 1942 занимался в университете Нью-Мехико музыкой и антропологией. Во время службы в армии познакомился с барабанщиком Кенни Кларком, который после демобилизации в 1945 ввел его в мир 52-й улицы Нью-Йорка и помог стать пианистом и аранжировщиком в биг-бэнде Диззи Гиллеспи. Первые удачи — Toccata For Trumpet And Orchestra, Two Bass Hit, Emanon, Minor Walk. Гиллеспи пригласил Льюиса в 1947–48 на запись с квинтетом Чарли Паркера (лучшие пьесы — Ko-Ko и Parker’s Mood). В 1977–58 писал аранжировки для первого оркестра в стиле «кул» Майлза Дэвиса (самой удачной была аранжировка темы Дензила Беста Move). В 1949–54 сотрудничал с Эллой Фицджеральд, Иллинойсом Джеккетом, Лестером Янгом, Чико Хамильтоном, Клиффордом Брауном. В 1951 сформировался квартет из музыкантов, вышедших из оркестра Гиллеспи. В квартет, поначалу называвшийся Milt Jackson Quartet, вошли вибрафонист Милт Джексон, контрабасист Рэй Браун, через несколько месяцев уступивший свое место Перси Хиту, и барабанщик Кенни Кларк, которого в 1955 сменил Конни Кэй. С 1954 группа называлась Modern Jazz Quartet, что подчеркивало, что у ансамбля официально нет лидера, хотя со временем выяснилось, что основные музыкальные идеи принадлежали Льюису.
Modern Jazz Quartet сыграл в истории джаза выдающуюся роль, оказавшись самым типичным ансамблем кула. Уже набор инструментов — фортепиано, вибрафон, контрабас и ударные — предполагал камерное звучание. Кроме того, композиции Льюиса подчиняли импровизационные порывы исполнителей определенной музыкальной форме. Многие приемы (например, элементы полифонического развития) были заимствованы из европейской классической музыки. Лучшие примеры — фуга Льюиса Vendome и пластинка Blues On Bach (1974). Американский критик Мартин Уильямс писал: «Благодаря Джону Льюису Modern Jazz Quartet вновь открыл то, что когда-то делали такие музыканты, как Джелли Ролл Мортон и Дюк Эллингтон,— тайну баланса между тем, что написано заранее аранжировщиком, и тем, что сыграно солистами». По инициативе Льюиса было записано несколько авангардистских композиций в стиле «третьего течения» со струнным квартетом (пластинка The Third Stream Music: MJQ And Guests, 1960). За 20 лет (1954–74) квартет завоевал всеобщее признание, записав более 30 альбомов и объехав почти весь мир. В то же время Льюис был активен как композитор, написал музыку к кинофильмам «Нет солнца над Венецией» (1957), «Мало шансов на завтрашний день» (1959), основал Общество джазовой и классической музыки, ежегодно устраивал летние джазовые курсы (так называемые клиники). Самые известные темы Льюиса — Django, La Ronde, Pyramyd, Milano, Fontessa. Написал большую статью «Анатомия джаза» для первого издания американской «Джазовой энциклопедии», позже стал музыкальным директором фестиваля в Монтерее (шт. Калифорния).
В 1974 музыканты разошлись, и Льюис полностью посвятил себя педагогической деятельности, изредка участвуя в новых проектах (например, дуэт с пианистом Хэнком Джонсом). С начала 60-х пианист жил в Ницце или Дубровнике, на родине своей жены. В 1976–78 квартет несколько раз собирался для выступлений на престижных фестивалях, а в 1981 музыканты решили возобновить гастрольно-концертную работу.
ЗАПИСИ
- Лучшие альбомы квартета — Django (1953)
- Concorde (1955)
- Modern Jazz Quartet (1955)
- The Artistry Of (1956)
- The MJQ At Music Inn (1956)
- Fontessa (1956)
- One Never Knows (1957)
- MJQ (1957)
- Life At The Lighthouse (1957)
- Pyramid (1960)
- Lonely Woman (1962)
- MJQ Plays Gershwin’s Porgy And Bess (1965)
- Jazz Dialogue (1966)
- Blues At Carnegie Hall (1967)
- The Legendary Profile (1972)
- Blues On Bach (1974)
- The Complete Last Concert (1974)
- Im Memoriam (1977)
- Together Again! (1982)
- For Ellington (1988)
- A Celebration (1994)
- Лучшие другие записи: The John Lewis Piano (1958)
- Improvised Meditations & Excursions (1959)
- John Lewis Presents Jazz Abstractions (1961)
- The Wonderfull World Of Jazz (1961)
- European Encounter (1962, со Свендом Асмуссеном)
- An Evening With Two Grand Pianos (1979, с Хэнком Джонсом)
- Сольный альбом Afternoon In Paris (1979)
- J. S. Bach Preludes And Fugues From The WellTempered Clavier, Book 1 (1984)
- Midnight In Paris (1989)
- В СССР вышла пластинка «Европейский концерт» (1980)
НЕСКОЛЬКО ИМЕН ИЗ НАШЕЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ:
(просто нажмите на фотографию)
Это большое и нужное дело... я всегда восхищался тем, как бережно американцы относятся к своей культуре! Отреставрированы все записи, собраны все мемуары, не потерялся ни один исполнитель...
Вы делаете неоценимый труд и для наших современников и для будущих поколений россиян!
В. Киселев (Москва)
|
Спасибо В. Фейертагу ...Очень благодарен Вам (и все дальневосточные музыканты) за включение наших имен в справочник "Джаз в России". Очень рад! А за молодых ребят ОСОБЕННО!
Теперь их вся РОССИЯ сможет узнать. ... Мы и далее будем стараться повышать своё мастерство, воспитывать молодежь, укреплять позиции ДВ джаза. В. Захаров, (Хабаровск)
|
Интересное:
Из обсуждений в сети: ... книжка вышла у Оскара Питерсона очень добрая, веселая и романтичная. Хотя жизнь этого музыканта напоминала полосу препятствий, которые приходилось преодолевать с боем. В эпилоге Питерсон замечает, что «для многих музыкантов и артистов самое трудное в творчестве – управлять своими личными чувствами, а порой даже подавлять их». Сам Питерсон, видимо, легко справляется со своими повседневными настроениями, чтобы потом они фонтаном эмоций выплеснулись в его гениальной игре на рояле.
узнать больше и купить эту книгу
Из книги История джазового исполнительства в России
Вокально-инструментальный оркестр под руководством Юрия Сергеевича Саульского (1928-2005) не случайно дебютировал на втором ленинградском джазовом фестивале. Этим выступлением (апрель 1966), как и первыми концертами в Московском театре эстрады, оркестр сразу же заявил о своем намерении серьезно пропагандировать джаз. И, действительно, после оркестра Олега Лундстрема ни один столичный коллектив не предлагал публике такого количества инструментальных пьес в одном концерте. «Джаз еще пасынок на эстраде, – писал Саульский, – А ведь настоящая джазовая музыка требует филармонической пропаганды, безусловно лишенной, прежде всего, всех компонентов обычной эстрады. Нужно приучиться слушать музыку без ее оправдания. Настоящий джаз должен существовать наряду с эстрадной, популярной легкой музыкой, – это доказывать излишне. Но джазовая музыка должна пропагандироваться столь же серьезно, как камерная, и столь же широко, как эстрадная». Коллектив был необычен: помимо традиционных оркестровых секций (трубы, тромбоны, саксофоны, ритм-группа) в нем использовался вокальный октет в роли инструментальной группы. Применяя вокально-слоговое пение (скэт), вокалисты исполняли риффы, короткие мелодико-ритмические формулы, во время импровизаций инструменталистов или же создавали гармонический фон.
книги и ноты на нашем сайте:
просто щекните мышкой по обложке