MINGUS Charles
Контрабасист-виртуоз, композитор, один из выдающихся новаторов в джазе. На основе свинга и бибопа разрабатывал композиционные структуры, предполагающие свободные импровизации музыкантов, чем предвосхитил появление фри-джаза. В своих композициях предусматрМИНГУС Чарльз
Charles Mingus
22.04.1922, Ногалес, шт. Аризона
05.01.1979, Куэрнавака, Мексика
Вырос в негритянском квартале Лос-Анджелеса, в школе сначала играл на тромбоне и виолончели, позже перешел на контрабас. Учился в композиторской школе в Голливуде и пять лет посещал класс контрабаса. По рекомендации школьного друга Бадди Коллета дебютировал в трио Арта Тэйтума, затем играл в группе Барни Бигарда, в оркестре Луи Армстронга (два месяца), в ансамбле Иллинойса Джеккета и еще в нескольких малоизвестных составах. В 1946–48 работал в биг-бэнде Лайонела Хэмптона (в память об этом Хэмптон написал композицию Mingus Fingers). В начале 50-х уже был известен как виртуозный контрабасист и аранжировщик, в основном работал в студиях Нью-Йорка и участвовал в джем-сэшнз — играл с Чарли Паркером, Майлзом Дэвисом, Стэном Гетцем, Ленни Тристано, Бадом Пауэллом, вошел в трио Рэда Норво (1950–51). Столкнулся с проявлениями расовой дискриминации во время телевизионных съемок. В 1952 основал собственный лейбл Debut и вместе с друзьями-музыкантами организовал постоянно действующий Цех джазовых композиторов (лейбл и издательство, помогавшее молодым музыкантам защищать авторские права). Назвал собранный в 1955 квинтет Charles Mingus Jazz Worksop. Во второй половине 50-х с ним сотрудничали Джеки Байард, Джимми Ниппер, Джон Хэнди, Эрик Долфи, Роланд Кёрк. Композиции Мингуса часто представляли собой наброски интонаций и фраз, которые он наигрывал на фортепиано. Таким образом частично с помощью коллективной импровизации были созданы сюиты Pithecantropus Erectus, East Coasting, The Clown, Blues & Roots, Mingus Ah-Um. В 1962 для концерта в зале Town Hall собрал биг-бэнд, в 1962–64 в основном работал с октетом. Наибольшей известности достиг в начале 70-х, когда собрал новый ансамбль (секстет) и выпустил автобиографию Beneath The Underdog (1971). Помимо произведений крупной формы (таких как шестичастная балетная сюита Black Saint And The Sinner Lady), в которых Мингус жестко определял функции исполнителей, написал ряд популярных джазовых тем, чаще всего основанных на блюзовой гармонии — Fables Of Faubus, Goodbye Pork Pie Hat, Jelly Roll, Pussy Cat Dues, Boogie Stop Shuffle, Better Git It In Your Soul и др. После смерти Мингуса возник репертуарный оркестр Mingus Dynasty, которым вначале руководил Дэнни Ричмонд, затем Джимми Ниппер и трубач Джек Уолрет. В 1989 Гантер Шуллер при поддержке вдовы Мингуса Сью на основе незавершенных композиций и отдельных набросков создал сюиту Epitaph (в 1991 состоялись концерты в Москве). В 1991–92 в Нью-Йорке еженедельно выступал Mingus Big Band, в котором вокалистом и басистом стал сын Мингуса Эрик.
ЗАПИСИ
- Red Norvo Jazz Trio (1951)
- Strings And Keys (1953)
- Jazz Composers Workshop (1954)
- Jazz Experiments (1954)
- Mingus At The Bohemia (1955)
- The Charles Mingus Quintet AND Max Roach (1956)
- Pithecantropus Erectus (1956)
- Blues And Roots (1959)
- Mingus AhUm (1959)
- Mingus Dynasty (1960)
- Mingus At Antibes (1960)
- Charles Mingus Presents Charles Mingus (1960)
- Mingus (1960)
- All Night Long (1960)
- Oh Yeah 1 (1961)
- The Black Saints And The Sinner Lady (1963)
- Mingus Mingus Mingus Mingus, Mingus (1963)
- Tijuana Moods. 1957 (1964)
- Mingus At Monterey (1964)
- Tonight At Noon (1964)
- My Favorite Quartet (1965)
- Statement (1970)
- Charles Mingus And The New Herd (1971)
- Mingus At Carnegie Hall (1974)
- Duke Ellington’s Sound Of Love (1977)
- Sometimes Like A Bird (1978)
- Mingus The Collection (1985)
- The Complete Debut Recordings. 12 CDs (1991)
- Thirteen Pictures: Charles Mingus Anthology (1993)
- Passions Of A Man — The Complete Atlantic Recordings. 6 CDs (1998)
Несколько имен из нашей энциклопедии
(просто нажмите на фотографию)
Это большое и нужное дело... я всегда восхищался тем, как бережно американцы относятся к своей культуре! Отреставрированы все записи, собраны все мемуары, не потерялся ни один исполнитель...
Вы делаете неоценимый труд и для наших современников и для будущих поколений россиян!
В. Киселев (Москва)
|
Спасибо В. Фейертагу ...Очень благодарен Вам (и все дальневосточные музыканты) за включение наших имен в справочник "Джаз в России". Очень рад! А за молодых ребят ОСОБЕННО!
Теперь их вся РОССИЯ сможет узнать. ... Мы и далее будем стараться повышать своё мастерство, воспитывать молодежь, укреплять позиции ДВ джаза. В. Захаров, (Хабаровск)
|
Интересное:
Из обсуждений в сети: ... книжка вышла у Оскара Питерсона очень добрая, веселая и романтичная. Хотя жизнь этого музыканта напоминала полосу препятствий, которые приходилось преодолевать с боем. В эпилоге Питерсон замечает, что «для многих музыкантов и артистов самое трудное в творчестве – управлять своими личными чувствами, а порой даже подавлять их». Сам Питерсон, видимо, легко справляется со своими повседневными настроениями, чтобы потом они фонтаном эмоций выплеснулись в его гениальной игре на рояле.
узнать больше и купить эту книгу
Из книги История джазового исполнительства в России
Вокально-инструментальный оркестр под руководством Юрия Сергеевича Саульского (1928-2005) не случайно дебютировал на втором ленинградском джазовом фестивале. Этим выступлением (апрель 1966), как и первыми концертами в Московском театре эстрады, оркестр сразу же заявил о своем намерении серьезно пропагандировать джаз. И, действительно, после оркестра Олега Лундстрема ни один столичный коллектив не предлагал публике такого количества инструментальных пьес в одном концерте. «Джаз еще пасынок на эстраде, – писал Саульский, – А ведь настоящая джазовая музыка требует филармонической пропаганды, безусловно лишенной, прежде всего, всех компонентов обычной эстрады. Нужно приучиться слушать музыку без ее оправдания. Настоящий джаз должен существовать наряду с эстрадной, популярной легкой музыкой, – это доказывать излишне. Но джазовая музыка должна пропагандироваться столь же серьезно, как камерная, и столь же широко, как эстрадная». Коллектив был необычен: помимо традиционных оркестровых секций (трубы, тромбоны, саксофоны, ритм-группа) в нем использовался вокальный октет в роли инструментальной группы. Применяя вокально-слоговое пение (скэт), вокалисты исполняли риффы, короткие мелодико-ритмические формулы, во время импровизаций инструменталистов или же создавали гармонический фон.
книги и ноты на нашем сайте:
просто щекните мышкой по обложке