
BRUBECK Dave
Пианист, композитор, руководитель одного из самых популярных джазовых квартетов второй половины ХХ века.Дэйв БРУБЕК
David Warren ‘Dave’ Brubeck
06.12.1920, Конкорд, шт. Калифорния
Начал играть на фортепиано в четыре года. В школе играл в танцевальном оркестре. Готовился стать ветеринаром, но интерес к музыке перевесил. Поступил в Тихоокеанский колледж в класс композиции Дарьюса Мийо (1943), взял несколько уроков у Арнольда Шёнберга.
В 1949 организовал первое трио, а в 1951 — квартет (с саксофонистом Полом Дезмондом, контрабасистом Бобом Бэйтсом и барабанщиком Джо Доджем). Знаменитый впоследствии квартет сложился к 1958 (Пол Дезмонд, Юджин Райт, Джо Морелло).
Получив первое признание в студенческой среде (серия пластинок Jazz Goes To College), квартет в течение десяти лет объездил весь мир и привлек всеобщее внимание своими ритмическими экспериментами. В знаменитых альбомах Time Out (1960) и Time Further Out (1961) впервые в джазе прозвучали композиции на 5/4, 7/4, 9/8 с использованием полиритмии и переменных метров. Хиты квартета — тема Дезмонда Take Five, темы Брубека The Duke, Blue Rondo A La Turk, It’s A Raggy Waltz, Bossa Nova USA, Waltz Limb, In Your Own Sweet Way. Во время гастролей по странам Европы и Азии возникли композиции Брубека, связанные с музыкальной культурой других народов — Dzenkuje (1958), Calcutta Blues (1959), Brandenburg Gate (1961), Koto Song (1964).
Склонный к композиционному джазу Брубек немало сделал для развития так называемого третьего течения. В 1959 квартет выступил с нью-йоркским симфоническим оркестром под руководством Леонарда Бернстайна, исполнив четырехчастную композицию Хауарда Брубека (брата Дэйва) Dialogue For Jazz Combo And Symphony. В 1961 представил мюзикл The Real Ambassador (текст жены композитора Айолы Брубек, исполнители — квартет Брубека, Луи Армстронг, Кармен МакРэй, трио Лэмберт—Хендрикс—Бэвен). В 1962 состоялась премьера композиции Elementals для квартета и симфонического оркестра. После роспуска квартета в 1967 написал ораторию The Light In A Wilderness (1968), а также другие произведения крупной формы — The Gate Of Justice (1969), Truth Is Fallen (1971).
В 1968–72 организовал новый квартет (с баритон-саксофонистом Джерри Маллигеном, контрабасистом Джеком Сиксом и барабанщиком Аланом Даусоном). В 1972 представил программу Two Generation Of Brubeck (одноименный альбом в 1974), в которой участвовали его сыновья Крис (бас-гитара), Дарьюс (фортепиано, клавишные) и Дэнни (ударные).
В 1977–79 возобновил сотрудничество с Полом Дезмондом, а после смерти последнего пригласил саксофониста Джерри Бергонци, поручив ритмическое сопровождение Крису Брубеку и английскому барабанщику Рэнди Джонсу (альбомы Back Home, Tritonus). С 1982 вместо Бергонци играет кларнетист Билл Смит (альбомы For Iola, Reflections). Именно в таком составе квартет выступал в 1987 в СССР — в Москве, Таллине и Ленинграде. В мае 1997 квартет (с контрабасистом Джеком Сиксом) дал единственный концерт в Санкт-Петербурге, а в декабре того же года в Москве совместно с Российским симфоническим оркестром и хором исполнил ораторию Брубека To Hope.
Соединяя джазовые идиомы с элементами европейской академической музыки или с фольклором разных континентов, Брубек активно развивал идею «всемирного культурного обмена». Ему удалось добиться естественной интеграции импровизационной стихии и композиторского плана. Как-то он сказал: «По сути дела я — композитор, играющий на фортепиано».
Записи:
- Jazz At Oberlin (1953–57)
- Stardust (1853)
- Jazz At The College Of Pacific (1954–56)
- Jazz Goes To College/ Vol. 1–2 (1954)
- Brubeck Plays Brubeck (1956)
- Gone With The Wind (1959)
- Time Out (1959)
- Brubeck And Rushing (1960)
- Time Further Out (1961)
- Bossa Nova USA (1963)
- Time Changes (1964)
- Jazz Impressions Of New York (1965)
- Dave Brubeck’s Greatest Hits (1966)
- Brubeck—Mulligan—Cincinnati (1971)
- Two Generation Of Brubeck (1973)
- Reflections (1986)
- Moscow Night (1987)
- The Essential Dave Brubeck (1991)
- Once When I Was Very Young (1992)
- Time Signatures: A Career Retrospective. 4CD (1993)
- Young Lions & Old Tigers (1995)
- In Their Own Sweet Way (1997)
- So What’s New (1998)
- Hold Fast To Dream (1999)
- The Crossing (2000)
- Double Live From U.S.A. And U.K. (2001)
- In A Dancing Mood (2001)
- 80th Birthday Concert (2002)
- Park Avenue South (2003)
- Classical Brubeck (2003) Brubeck In Chattanooga (2004)
- Privat Brubeck Remembers (2004)
- Songs (2005)
- Takin’ On His Chords And Notes (2005)
- Indian Summer (2007)
- Популярные пьесы из репертуара Дэйва Брубека (1978)
- Дэйв Брубек в Москве (2 пластинки, 1990)
Несколько имен из нашей энциклопедии
(просто нажмите на фотографию)
Это большое и нужное дело... я всегда восхищался тем, как бережно американцы относятся к своей культуре! Отреставрированы все записи, собраны все мемуары, не потерялся ни один исполнитель...
Вы делаете неоценимый труд и для наших современников и для будущих поколений россиян!
В. Киселев (Москва)
|
Спасибо В. Фейертагу ...Очень благодарен Вам (и все дальневосточные музыканты) за включение наших имен в справочник "Джаз в России". Очень рад! А за молодых ребят ОСОБЕННО!
Теперь их вся РОССИЯ сможет узнать. ... Мы и далее будем стараться повышать своё мастерство, воспитывать молодежь, укреплять позиции ДВ джаза. В. Захаров, (Хабаровск)
|
Интересное:
Из обсуждений в сети: ... книжка вышла у Оскара Питерсона очень добрая, веселая и романтичная. Хотя жизнь этого музыканта напоминала полосу препятствий, которые приходилось преодолевать с боем. В эпилоге Питерсон замечает, что «для многих музыкантов и артистов самое трудное в творчестве – управлять своими личными чувствами, а порой даже подавлять их». Сам Питерсон, видимо, легко справляется со своими повседневными настроениями, чтобы потом они фонтаном эмоций выплеснулись в его гениальной игре на рояле.
узнать больше и купить эту книгу
Из книги История джазового исполнительства в России
Вокально-инструментальный оркестр под руководством Юрия Сергеевича Саульского (1928-2005) не случайно дебютировал на втором ленинградском джазовом фестивале. Этим выступлением (апрель 1966), как и первыми концертами в Московском театре эстрады, оркестр сразу же заявил о своем намерении серьезно пропагандировать джаз. И, действительно, после оркестра Олега Лундстрема ни один столичный коллектив не предлагал публике такого количества инструментальных пьес в одном концерте. «Джаз еще пасынок на эстраде, – писал Саульский, – А ведь настоящая джазовая музыка требует филармонической пропаганды, безусловно лишенной, прежде всего, всех компонентов обычной эстрады. Нужно приучиться слушать музыку без ее оправдания. Настоящий джаз должен существовать наряду с эстрадной, популярной легкой музыкой, – это доказывать излишне. Но джазовая музыка должна пропагандироваться столь же серьезно, как камерная, и столь же широко, как эстрадная». Коллектив был необычен: помимо традиционных оркестровых секций (трубы, тромбоны, саксофоны, ритм-группа) в нем использовался вокальный октет в роли инструментальной группы. Применяя вокально-слоговое пение (скэт), вокалисты исполняли риффы, короткие мелодико-ритмические формулы, во время импровизаций инструменталистов или же создавали гармонический фон.
книги и ноты на нашем сайте:
просто щекните мышкой по обложке