
ТУРОВ Владимир
Пианист, исполнитель на электронных клавишных инструментах, вокалист и продюсер.Владимир Казимирович ТУРОВ
02.10.1950, Рикасово, Архангельская обл.
Школьником слушал программы «Час джаза» Уиллиса Коновера, ходил на все концерты джазовых оркестров, увлекался биг-бэндами. Рано начал играл на танцевальных вечерах и в ресторанах.
В 1969 Владимир Резицкий пригласил пианиста в ансамбль, работавший в комсомольско-молодежном кафе «Золотица». В дальнейшем вся судьба была связана с Резицким (называет его своим гуру), который помог ему пройти настоящую стандартно-джазовую школу.
В 1978 окончил эстрадно-джазовое отделение Архангельского музыкального училища, и с 1969 и до смерти саксофониста (2001) выступал в группе «Архангельск».
После 2001 продолжил традиции, заложенные Резицким, и возглавил организацию ежегодного фестиваля «Дни джаза в Архангельске». В 2005 создал новый ежегодный фестиваль «Апрельские джазовые тезисы».
Кроме того, реализовывал уникальные проекты, как, например, программа к 90-летию Георгия Свиридова («Всероссийские хоровые ассамблеи»), «Дни джаза Архангельска» в Норвегии, а также отдельные концерты зарубежных исполнителей.
С 2006 – директор Фонда развития Архангельска.
Записи:
(с группой "Архангельск")
- Джаз над Волгой (1981)
- Призраки старого города(1989)
- Document (1989)
- Live In Leningrad (1990)
- Pilgrims (1991)
- Portrait (1992)
- Golden Years of the Soviet New Jazz Volume II CD1 (1992)
- Live In Japan (1992)
- Hot Sound From Arctic (1994)
Музыкальная визитка: Jazz Group Arkhangelsk – Afro Blue
В качестве "визитной карточки" музыканта на странице предложено прочтение известного стандарта Afro Blue (Morgo Santamaria), выпущенного на альбоме Live in Japan (Nippon Crown 1992, CRCJ-9102).
Это почти необработанная живая запись выступления группы "Архангельск", 31 июля 1991 года в Японии (г. Токио). Сам диск также был выпущен в Японии и весьма ограниченным тиражом.
Кирилл Мошков пишет об этом времени в существовании ансамбля:
"За время существования "Архангельска" – новаторского коллектива, смешивавшего в своих программах северный русский музыкальный фольклор, джазовый авангард и театрализованное сценическое действо – советская монополия грамзаписи, "Мелодия", выпустила всего один их альбом – "Призраки старого города". Однако за рубежом выходило больше его записей: обычно называются релизы британского лейбла Leo Records (Portrait и особенно – вышедший к 50-летию мастера Hot Sound From The Arctic) и японского "Ninety One" – "Live In Japan". С началом перестройки Резицкий с "Архангельском" объехал полмира, став одним из главных художественных открытий в области советского джазового авангарда наряду с вильнюсским трио Ганелина-Тарасова-Чекасина."
Состав группы на время записи:
- Владимир Резицкий – саксофон
- Владимир Туров – клавишные, бонги, труба
- Николай Клишин – контрабас
- Олег Юданов – ударные
- Николай Юданов – перкуссия
- Константин Седовин – вокал
- Николай Ковалев – звук
Владимир Туров: "Джаз — это жизнь, которую я прожил"
(Ольга Руденко, "Дни Джаза в Архангельске", выдержки из интервью)
– Как появилась джаз-группа Архангельск?
– В 1969 году приехал из Вильнюса Резицкий, и просто сказал мне: давай создадим лучший оркестр Советского Союза! Я попал в плен… Пришлось заниматься по 5-10 часов в сутки, чтобы освоить рояль. А через полгода к нам присоединился барабанщик Олег Юданов.
Джаз-группа "Архангельск" началась в этот период, в 1969-1970 году. Мы стали выступать в кафе "Золотица". Конечно, хотелось играть только джаз. Но приходилось совмещать джаз и ресторанный бизнес, потому что в то время джазом могли зарабатывать только звезды. Даже сейчас джаз-звезды получают намного меньше, нежели, например, звезды шоу-бизнеса и поп-культуры. Но даже когда мы играли в архангельских ресторанах, у нас всегда был час джаза, и публика знала, что мы не разыгрываемся *смеется*. Это была одновременно и лаборатория, и возможность зарабатывать на жизнь. Государство не обеспечивало нас, поэтому на полученные деньги мы покупали инструменты, костюмы, литературу и т.д.
Второй большой проблемой стало то, что мы жили в маленьком городе, и у нас не было студии. Материал терялся – его негде было записывать!
– В тот период наверняка очень сложно было выехать за пределы как страны, так и своего региона. Вы же были известны на весь Союз…
– Первые наши гастроли были в Ленинграде. Фестиваль, в котором мы приняли участие, проходил в ДК им. Кирова в 1973 году. Мы подготовили программу, почти полностью состоявшую из "своих", авторских композиций. Там были те музыканты, которые уже тогда являлись великими джазменами. И они, и критики сразу же оценили нас.
Вообще мы жили как пауки в банке. Никуда не могли выехать, да и никто не приглашал. Тогда, перед тем как поехать на концертную площадку, надо было сдать программу. А комиссия состояла минимум из секретаря по идеологии обкома партии, директора филармонии и начальника управления культуры.
Слава богу, что у нас была инструментальная музыка и мы не пели! Потому что группы не выпускали зачастую из-за текстов песен.
А за границу вообще невозможно было поехать. Туда попадали только официальные коллективы. Первый раз за границу (в Венгрию) мы выехали через комсомол, после олимпиады. Группа состояла из 300 человек – все очень известные артисты и музыканты.
Когда вернулись, организовали клуб и студию в бывшем ДК моряков. Вокруг джаз-клуба "Архангельск" собиралась творческая элита, в том числе и художники, которым мы давали возможность на каждом концерте выставлять свои картины… Потом начались поездки по стране и миру. Нас называли архангелами. Говорили, вот архангелы приехали, значит, будет опять что-то интересное. Мы всегда привозили что-то новое, свою программу, каждый раз особенную и оригинальную. Резицкий был экспериментатором, гениальным джазовым режиссером. Перед выходом на сцену он мог сказать – все, забыли эту программу, играем другую. Или заставлял меня или Юданова перед общим выходом минут десять играть на сцене в одиночку. Или вообще начинал концерт с песни!
– Почему у фестиваля, организованного вашей группой, такое название – "Дни джаза"?
– Когда мы решили сделать фестиваль, то называли его просто – "Джазовый фестиваль". Пригласили московский диксиленд Грачева, остальные были местные музыканты. Но название не подошло. Нам сразу же сказали, что слово "фестиваль", касательно джаза – это несеръезно. Фестивали должны иметь политическую окраску должна быть связь с какими-нибудь юбилеями, событиями.Словом все в духе застойного периода того времени. Тогда мы перевели на русский название очень популярного в то время немецкого фестиваля JAZZ TAGE (Таге по немецки – день) "Дни джаза". Так мы немного обманули политическую власть
– После смерти Владимира Резицкого ответственность за проведение фестиваля Вам пришлось взять на себя… Для этого были какие-то особенные причины?
– Фестивали Резицкого были необычными. Ему не нужна была традиционная музыка. Когда он умер, мне многие предлагали взяться за организацию "Дней джаза", продолжая его дело. Но я отказывался.
Я думал, что джаз-группа "Архангельск" – это уже легенда. И я не знал, нужна ли она современным людям. До той планки, которую он поднял, очень сложно дотянуться. Нужно время, чтобы могли появится новые личности, новые музыканты. А пока – это невозможно.
Конечно, все это время сюда приезжали молодые музыканты, и они смотрели на меня как на Бога: они изучали творчество джаз-группы "Архангельск", которая подняла планку совместного творчества на огромную высоту. А однажды я попал в Кирху на выступление какого-то нового коллектива, который привезли мои коллеги. Меня поразил их средний уровень – как музыкальный, так и творческий. После этого я не спал всю ночь, и понял: все. Если я не скажу себе "Да", значит, планка упадет и будет труба.
Резицкий не оставил никаких указаний, как продолжать его дело, никакой подсказки. Меня часто спрашивали: "Ты будешь делать как Резицкий?" А я говорил, что я не Резицкий, и буду делать так, как я чувствую.
– Как вы оцениваете творчество джаз-музыканта? Есть ли какие-то отличия от творчества музыкантов других направлений?
– Как сказал один из имеющих отношение к музыке людей, "перед сценой надо беременеть". Настоящий музыкант – не тот, который пришел, "отлабал" и ушел. Это как раз таки и есть шоу-бизнес. Тогда можно вообще фонограмму записать – разницы не будет. А джазовые ассоциации в Америке если узнают, что какой-то из джазменов играл под запись – даже если это запись, например, ритм-секции, – исключают его и запрещают ему выступать. И это правильно! Потому что есть техно-музыка, где приветствуется запись, но это же совершенно другое! Джаз – музыка живая. А для меня это не только музыка, но и жизнь, которую я прожил.
Несколько имен из нашей энциклопедии
(просто нажмите на фотографию)

- Jazz Group Arkhangelsk 1991 Afro Blue
Это большое и нужное дело... я всегда восхищался тем, как бережно американцы относятся к своей культуре! Отреставрированы все записи, собраны все мемуары, не потерялся ни один исполнитель...
Вы делаете неоценимый труд и для наших современников и для будущих поколений россиян!
В. Киселев (Москва)
|
Спасибо В. Фейертагу ...Очень благодарен Вам (и все дальневосточные музыканты) за включение наших имен в справочник "Джаз в России". Очень рад! А за молодых ребят ОСОБЕННО!
Теперь их вся РОССИЯ сможет узнать. ... Мы и далее будем стараться повышать своё мастерство, воспитывать молодежь, укреплять позиции ДВ джаза. В. Захаров, (Хабаровск)
|
Интересное:
Из обсуждений в сети: ... книжка вышла у Оскара Питерсона очень добрая, веселая и романтичная. Хотя жизнь этого музыканта напоминала полосу препятствий, которые приходилось преодолевать с боем. В эпилоге Питерсон замечает, что «для многих музыкантов и артистов самое трудное в творчестве – управлять своими личными чувствами, а порой даже подавлять их». Сам Питерсон, видимо, легко справляется со своими повседневными настроениями, чтобы потом они фонтаном эмоций выплеснулись в его гениальной игре на рояле.
узнать больше и купить эту книгу
Из книги История джазового исполнительства в России
Вокально-инструментальный оркестр под руководством Юрия Сергеевича Саульского (1928-2005) не случайно дебютировал на втором ленинградском джазовом фестивале. Этим выступлением (апрель 1966), как и первыми концертами в Московском театре эстрады, оркестр сразу же заявил о своем намерении серьезно пропагандировать джаз. И, действительно, после оркестра Олега Лундстрема ни один столичный коллектив не предлагал публике такого количества инструментальных пьес в одном концерте. «Джаз еще пасынок на эстраде, – писал Саульский, – А ведь настоящая джазовая музыка требует филармонической пропаганды, безусловно лишенной, прежде всего, всех компонентов обычной эстрады. Нужно приучиться слушать музыку без ее оправдания. Настоящий джаз должен существовать наряду с эстрадной, популярной легкой музыкой, – это доказывать излишне. Но джазовая музыка должна пропагандироваться столь же серьезно, как камерная, и столь же широко, как эстрадная». Коллектив был необычен: помимо традиционных оркестровых секций (трубы, тромбоны, саксофоны, ритм-группа) в нем использовался вокальный октет в роли инструментальной группы. Применяя вокально-слоговое пение (скэт), вокалисты исполняли риффы, короткие мелодико-ритмические формулы, во время импровизаций инструменталистов или же создавали гармонический фон.
книги и ноты на нашем сайте:
просто щекните мышкой по обложке