
ГАРАНЯН Георгий
Альт-саксофонист, дирижер, композитор, руководитель ансамблей и оркестров, заслуженный артист РФ (1981), народный артист России (1992). кавалер ордена Почета (1999).Георгий Арамович ГАРАНЯН
В 1957 окончил Московский станкостроительный институт. Саксофон освоил самостоятельно. Быстро выдвинулся как талантливый импровизатор.
Начал играть джаз в 1955 в оркестре Центрального дома работников искусств. В 1956 вошел в Восьмерку ЦДРИ - первый российский ансамбль импровизаторов. В 1958-65 - солист, концертмейстер группы саксофонов и аранжировщик в оркестре Олега Лундстрема. В 1965-67 выступал на московских фестивалях с квартетом или секстетом, сотрудничая с такими партнерами, как гитарист Николай Громин, тенор-саксофонист Алексей Зубов, тромбонист Константин Бахолдин, контрабасисты Андрей Егоров и Адольф Сатановский, барабанщики Валерий Буланов и Александр Гореткин.
В 1966-73 - лидер группы саксофонов в Концертном эстрадном ансамбле Всесоюзного телевидения и радио (под рук. Вадима Людвиковского), с 1970 - также дирижер этого коллектива. (В 1969 окончил дирижерские курсы при Московской консерватории). В 1973-76 - дирижер оркестра кинематографии, в эти же годы организовал ансамбль «Мелодия» на одноименный фирме грамзаписи, в котором собрал лучших джазовых исполнителей Москвы. Выступал на многих зарубежных фестивалях с разными малыми составами.
В 70-80-е годы почти не выступал, писал музыку для кинофильмов, театральных постановок, опубликовал книгу «Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей» (1983).
В 1992 собрал в Москве биг-бэнд, а в 1996 по приглашению Краснодарского творческого объединения «Премьера» организовал Муниципальный джаз-оркестр, добившийся успеха на фестивалях в Москве и Санкт-Петербурге.
С середины 90-х годов вновь активен на концертной сцене как альт-саксофонист, сотрудничает с Алексеем Кузнецовым, Даниилом Крамером, Игорем Дмитриевым, Игорем Бутманом, Гасаном Багировым и многими др.
В 2003-2006 был художественным руководителем и главным дирижером Оркестра Олега Лундстрема. В 2004 собрал для выступлений и записи новую версию ансамбля «Мелодия», а в 2007 возглавил биг-бэнд.
В последние годы жизни много времени уделял просветительской работе, вел в Большом зале консерватории абонементный цикл «Джаз: тема с вариациями».
Самые известные композиции: Баллада, Армянские ритмы, Дивертисмент для оркестра, Терем-теремок, Девицы-красавицы, Этюд для оркестра, Ленкорань, Водоворот, Глобус.
Избранные записи:
- Джаз - 65. Пл. 2 (1966)
- Джаз - 67. Пл. 3 (1968, Квартет Георгия Гараняна)
- Оркестр Олега Лундстрема (1962, 1965)
- Секстет Георгия Гараняна (1965)
- Концертный эстрадный ансамбль. Худ. рук. Вадим Людвиковский (1967)
- Произведения Дюка Эллингтона (1980, ансамбль «Мелодия»)
- Концерт в Бомбее (1980, ансамбль «Мелодия»)
- Джаз у старой крепости (1995)
- Когда ты улыбаешься... (2000, Краснодарский биг-бенд Георгия Гараняна)
- Just For Fun (2002, ансамбль «Мелодия»)
- От мелодии к мелодии (2003, диск 1: ансамбль «Мелодия», запись 1973 г., диск 2: ансамбль солистов оркестра «Мелодия» п/у Георгия Гараняна, запись 2003 г.)
- Весь этот джаз... (2004, ансамбль «Мелодия»)
- Birth of the Band (2005, Московский биг-бенд Георгия Гараняна, запись 1992 г.)
- Караван (2007, биг-бенд Георгия Гараняна)
- Проверено временем (2008)
- Господин Великий Новгород. Запись 1966 года с Андреем Товмасяном (2008)
Музыкальная визитка

«ЛЕНКОРАНЬ». Эта композиция Г. Гараняна использует лады и интонационные обороты восточной музыки, в частности, азербайджанского и армянского фольклора. Музыка композиции причудливая, беспокойная, тревожно-возбужденная, а в одном из эпизодов — звукоизобразительная. Г. Гаранян, играющий на альтовом саксофоне с подключенным синтезатором, использует здесь различные режимы эффекта эхо, «играет» ими, как бы заполняя звуками пространство, «развешивая» их в объеме...
... Пластинка, записанная инструментальным ансамблем «Мелодия» в июле 1974 года, является своеобразной вехой в работе популярного коллектива. Диск этот является первым чисто джазовым «гигантом» ансамбля, рассчитанным не на танец, не на развлечение, а на внимательное слушание. Это джаз, каким он стал спустя 75 лет после своего рождения в Новом Орлеане, — джаз, подружившийся с ритмами бита, с ладовой импровизацией, с искусственным (синтезированным) звуком, с электроникой.
В программу пластинки включены четыре большие композиции, очень разные по атмосфере, по своему характеру и образному строю, насыщенные сложной ритмикой, естественными и смодулированными тембрами. Пьесы построены на развернутых соло Константина Носова (труба), Георгия Гараняна (альт-саксофон), Алексея Зубова (сопрано- и тенор-саксофоны), Бориса Фрумкина (рояль), Игоря Кантюкова (бас-гитара) и Александра Симоновского (ударные), в то время как чисто оркестровые эпизоды (темы, вставки) занимают в общем сравнительно немного места. Таким образом, принцип создания и развития музыкальной ткани в этих пьесах построен не на принципе «биг-бэнда» (большого оркестра), а скорее на принципе «комбо» (т. е. малого импровизационного ансамбля).
Из биографии Г. Гараняна
Георгий Арамович Гаранян - сын Арама Георгиевича Гараняна и Веры Петровны Корчиной. Отец, инженер по трелевке леса, мечтал, чтобы Георгий, как и он, стал инженером, а мать, учительница начальных классов, всегда поощряла его занятия музыкой. В 50-е большой популярностью пользовался Молодежный оркестр ЦДРИ, которым руководил Борис Фиготин. В этом оркестре Гаранян дублировал партию третьего альта, но недолго - пришлось уступить более искусным саксофонистам. Возвратился в ЦДРИ через два года. Молодежным оркестром руководил уже Юрий Саульский. Саульский заставлял Гараняна часами заниматься на саксофоне. Эти упражнения дали неплохие результаты и Гаранян вскоре стал лидером группы саксофонов. В 1957 году оркестр принял участие во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве и завоевал серебряную медаль. На Гараняна обратили внимание зарубежные джазмены. Он стал получать приглашения из-за рубежа, но начальство приглашения отклоняло. Газета "Советская культура" в статье "Музыкальные стиляги" писала: "Пагубный пример утери самостоятельности являет собой молодежный эстрадный оркестр ЦДРИ. Мы с отвращением наблюдаем за длинноволосыми стилягами в утрированно узких брюках и экстравагантных пиджаках". Оркестр ЦДРИ вскоре разогнали.
джазовое видео
Георгий Гаранян & Денис Мацуев
Отрывок из передачи "Ночь в цирке", 2006-2007

- George Garanian - Melodiya Ensemble 1974 Lenkoran
Это большое и нужное дело... я всегда восхищался тем, как бережно американцы относятся к своей культуре! Отреставрированы все записи, собраны все мемуары, не потерялся ни один исполнитель...
Вы делаете неоценимый труд и для наших современников и для будущих поколений россиян!
В. Киселев (Москва)
|
Спасибо В. Фейертагу ...Очень благодарен Вам (и все дальневосточные музыканты) за включение наших имен в справочник "Джаз в России". Очень рад! А за молодых ребят ОСОБЕННО!
Теперь их вся РОССИЯ сможет узнать. ... Мы и далее будем стараться повышать своё мастерство, воспитывать молодежь, укреплять позиции ДВ джаза. В. Захаров, (Хабаровск)
|
Интересное:
Из обсуждений в сети: ... книжка вышла у Оскара Питерсона очень добрая, веселая и романтичная. Хотя жизнь этого музыканта напоминала полосу препятствий, которые приходилось преодолевать с боем. В эпилоге Питерсон замечает, что «для многих музыкантов и артистов самое трудное в творчестве – управлять своими личными чувствами, а порой даже подавлять их». Сам Питерсон, видимо, легко справляется со своими повседневными настроениями, чтобы потом они фонтаном эмоций выплеснулись в его гениальной игре на рояле.
узнать больше и купить эту книгу
Из книги История джазового исполнительства в России
Вокально-инструментальный оркестр под руководством Юрия Сергеевича Саульского (1928-2005) не случайно дебютировал на втором ленинградском джазовом фестивале. Этим выступлением (апрель 1966), как и первыми концертами в Московском театре эстрады, оркестр сразу же заявил о своем намерении серьезно пропагандировать джаз. И, действительно, после оркестра Олега Лундстрема ни один столичный коллектив не предлагал публике такого количества инструментальных пьес в одном концерте. «Джаз еще пасынок на эстраде, – писал Саульский, – А ведь настоящая джазовая музыка требует филармонической пропаганды, безусловно лишенной, прежде всего, всех компонентов обычной эстрады. Нужно приучиться слушать музыку без ее оправдания. Настоящий джаз должен существовать наряду с эстрадной, популярной легкой музыкой, – это доказывать излишне. Но джазовая музыка должна пропагандироваться столь же серьезно, как камерная, и столь же широко, как эстрадная». Коллектив был необычен: помимо традиционных оркестровых секций (трубы, тромбоны, саксофоны, ритм-группа) в нем использовался вокальный октет в роли инструментальной группы. Применяя вокально-слоговое пение (скэт), вокалисты исполняли риффы, короткие мелодико-ритмические формулы, во время импровизаций инструменталистов или же создавали гармонический фон.
книги и ноты на нашем сайте:
просто щекните мышкой по обложке