Войдите или зарегистрируйтесь.

Войти

Логин
Пароль

Регистрация

Логин
Пароль
Повторите пароль
Ваше имя
Ваш e-mail
Что?
Где?
Почем?
ХОЧУ!

Джазовая энциклопедия
джазовые сайты

радио джаз слушать

джазовые книги

сколько стоит доставка?

реклама на сайте
RSS


Подпишитесь на наши новости:


PARKER Maceo


PARKER Evan

Реклама:

ПЕЧАТЬ КНИГ ПО ТРЕБОВАНИЮ
(Book On Demand)
– способ печати книг по мере необходимости и малыми тиражами.
От одного экземпляра. С выплатой автору гонорара.
подробнее

Рекомендуем


Фейертаг В.
История джазового исполнительства в России
Купить Фейертаг В. История джазового исполнительства в России
380.00 руб.


учебный DVD курс по импровизации
Импровизировать может каждый
Купить учебный DVD курс по импровизации Импровизировать может каждый
2980.00 руб.


Саймон Д.
Гленн Миллер и его оркестр
Купить Саймон Д. Гленн Миллер и его оркестр
290.00 руб.


Фейертаг В.
Джаз. Энциклопедический справочник
Купить Фейертаг В. Джаз. Энциклопедический справочник
990.00 руб.



ЦАРЕВ Михаил

Тромбонист, аранжировщик.

Михаил Иванович ЦАРЕВ

18.04.1936, Москва

Царев Михаил, диксиленд ГрачеваВырос в семье, в которой музыкой особо не интересовались, но был отдан в музыкальную школу по классу аккордеона. Увлекся джазом, посмотрев фильм «Серенада солнечной долины», и уже в конце 50-х начал играть как аккордеонист на танцах вместе с Германом Петровым (труба) и Вольдемаром Лакреевым (ударные). Попав в Советской армии в полковой оркестр, решил, что нравящийся ему традиционный джаз лучше играть на духовом инструменте, и выбрал тромбон, который освоил буквально за полгода. Тогда его кумирами были Томми Дорси, Луис Армстронг, Трамми Янг, Гарри Джеймс и др.

В разных составах до 1966  играл в ресторанах (и на тромбоне, и на аккордеоне), начиная с 1962 регулярно играл в кафе «Аэлита», «Синяя птица», чаще всего вместе с Владиславом Грачевым. С ним, а также с Борисом Васильевым, Игорем Вороновым и Вольдемаром Лакреевым вскоре объединились в «Диксиленд Грачева» (иногда называвшийся «Московским Диксилендом»). В этом составе принимал участие в московских джазовых фестивалях 1963–1972, в 1970  – в «Jazz Jamboree» в Варшаве.

Был одним из основных аранжировщиков пьес, исполнявшихся ансамблем, его обработка пьесы А. Полонского «Цветущий май» вошла в репертуар многих традиционных составов. Автор ряда композиций, в том числе записанных на пластинки («Меломан» для диксиленда, «В час пик» для квинтета с двумя тромбонами и др.) .

Активную игру на тромбоне практически прекратил после 1972, уступив свое место в Диксиленде Игорю Заверткину в связи с отъездом в длительную командировку за границу. Продолжал интересоваться джазом, коллекционировал записи, но играть в составах прекратил.


Записи:

  • Джаз - 66 (1967, Диксиленд Грачева)
  • Джаз - 67 (1968, Диксиленд Грачева и Квинтет М. Кулля)
  • Джаз - 68 (1969, Диксиленд Грачева)

 


история джаза
Информация подготовлена редакцией www.info-jazz.ru
Текст: Михаил Кулль
(с) Все права защищены. Правила использования материала
письмо в Инфо-Джаз

Есть что добавить? Просто напишите нам:

 


Музыкальная визитка

диксиленд Грачева: «Однозвучно гремит колокольчик»

 

джаз-68 пластинка В качестве "визитной карточки" музыканта на странице предложен романс А. Гурилева «Однозвучно гремит колокольчик»  в джазовой обработке М. Царева и исполнении дикисленда В. Грачева. Запись с московского фестиваля «Джаз - 68», вышедшая  на  пластинке «Джаз 68. Пятый Московский фестиваль молодежных джазовых ансамблей» («Мелодия» Д-024283).
 
Состав «Диксиленда Грачева» на время записи:

Музыкант, сам участник диксиленда, Михаил Кулль пишет об этой записи: Очевидно, что идеологические рамки, в которые были поставлены первые серьезные московские джаз-фестивали 1965-1968 гг., сковывали желания и возможности ансамблей и исполнителей в части выбора репертуара. Требования Оргкомитетов и Жюри фестивалей были немногословны и не подлежали обсуждению: не менее половины исполняемых композиций должны иметь отечественные корни (народные песни, произведения советских композиторов и т.д.). Допускалось авторство исполнителей-участников ансамблей.

Но, как ни странно, это требование дало импульс к расширению тематики исполняемых произведений за границы джазовой, прежде всего, американской классики, этих «вечнозеленых» музыкальных шедевров ХХ века. Не всем это удалось в равной степени. Но одним из удачных обращений к русской мелодике явилось исполнение сделанной Михаилом Царевым обработки романса Гурилева «Однозвучно гремит колокольчик» Диксилендом Владислава Грачева, в те годы – ведущего московского ансамбля, исповедывавшего традиционный джаз.

московский фестиваль Джаз-68Казалось бы, незамысловатая схема – исполнение темы максимально близко к оригиналу, затем коллективная импровизация на эту тему («разъезд»), несколько соло в рамках гармонии оригинала, тутти, напоминающее, с чего это всё началось и – традиционно бравурная кода. Но незыблемость канонов диксиленда не помешала Цареву сделать из темы романса Гурилева (а не народной песни, как это ошибочно указано на диске) законченную композицию, в которой оказалась сбалансированной и заранее расписанная, и импровизационная части.

Неожиданное исполнение темы на тромбоне, лиричное и по-царевски мягкое, (когда казалось логичным или поручить ее кларнету в высоком регистре, или банджо, чтобы не дать забыть о звучащем однозвучно колокольчике), сразу создает не романсно-грустное настроение, а ожидание веселого и жизнерадостного музыкального действа. После чего четыре такта вступления банджо (Борис Васильев) уже не оставляют сомнений в намерениях ансамбля. Кстати, этот брейк банджо сходен с подобным соло Бориса Ершова в «Русской плясовой» Всеволода Королева; кто был первым, небезинтересно узнать! А далее – веселые и разнообразные соло всех участников Диксиленда, но наиболее запоминающимся остается соло Царева на засурдиненном тромбоне. Заключительный «разъезд» неожиданно прерывается тромбоновым напоминанием об уныло заливающейся песне ямщика, которая так же неожиданно переходит в оригинальную, с перекличкой инструментов, коду.

Вот и все. Как использована тема и сюжет романса? Не стоит преувеличивать: если не считать заметной лирики в исполнении темы, все остальное по сути было элементарным использованием незамысловатой, вполне ложащейся в рамки традиционного джаза мелодии и простой, «трехаккордовой» гармонии. Но тем не менее, пьеса получилась, что вроде бы даже было отмечено во время обсуждения итогов фестиваля «Джаз - 68» «высоким жюри». И в этом – заслуга аранжировщика, тромбониста Михаила Царева. Мне остается только пожалеть, что на этом фестивале не играл в Диксиленде Грачева, но буквально через несколько месяцев я окончательно возвратился в этот состав. Еще почти на двадцать лет.

слушать джаз на этой странице:
  • Диксиленд Грачева 1968 Однозвучно гремит колокольчик


Это большое и нужное дело

... я всегда восхищался тем, как бережно американцы относятся к своей культуре! Отреставрированы все записи, собраны все мемуары, не потерялся ни один исполнитель...
Вы делаете неоценимый труд и для наших современников и для будущих поколений россиян!
В. Киселев (Москва)

Спасибо В. Фейертагу ...

Очень благодарен Вам (и все дальневосточные музыканты) за включение наших имен в справочник "Джаз в России". Очень рад! А за молодых ребят ОСОБЕННО!
Теперь их вся РОССИЯ сможет узнать. ... Мы и далее будем стараться повышать своё мастерство, воспитывать молодежь, укреплять позиции ДВ джаза.
В. Захаров, (Хабаровск)


Интересное:

Питерсон О. "Джазовая Одиссея. Автобиография"Из обсуждений в сети: ... книжка вышла у Оскара Питерсона очень добрая, веселая и романтичная. Хотя жизнь этого музыканта напоминала полосу препятствий, которые приходилось преодолевать с боем. В эпилоге Питерсон замечает, что «для многих музыкантов и артистов самое трудное в творчестве – управлять своими личными чувствами, а порой даже подавлять их». Сам Питерсон, видимо, легко справляется со своими повседневными настроениями, чтобы потом они фонтаном эмоций выплеснулись в его гениальной игре на рояле.

 узнать больше и купить эту книгу

 

 

 

Из книги История джазового исполнительства в России

ВИО Юрия Саульского

Вокально-инструментальный оркестр под руководством Юрия Сергеевича Саульского (1928-2005) не случайно дебютировал на втором ленинградском джазовом фестивале. Этим выступлением (апрель 1966), как и первыми концертами в Московском театре эстрады, оркестр сразу же заявил о своем намерении серьезно пропагандировать джаз. И, действительно, после оркестра Олега Лундстрема ни один столичный коллектив не предлагал публике такого количества инструментальных пьес в одном концерте. «Джаз еще пасынок на эстраде, – писал Саульский, – А ведь настоящая джазовая музыка требует филармонической пропаганды, безусловно лишенной, прежде всего, всех компонентов обычной эстрады. Нужно приучиться слушать музыку без ее оправдания. Настоящий джаз должен существовать наряду с эстрадной, популярной легкой музыкой, – это доказывать излишне. Но джазовая музыка должна пропагандироваться столь же серьезно, как камерная, и столь же широко, как эстрадная». Коллектив был необычен: помимо традиционных оркестровых секций (трубы, тромбоны, саксофоны, ритм-группа) в нем использовался вокальный октет в роли инструментальной группы. Применяя вокально-слоговое пение (скэт), вокалисты исполняли риффы, короткие мелодико-ритмические формулы, во время импровизаций инструменталистов или же создавали гармонический фон.

 читать дальше

 


 

книги и ноты на нашем сайте:

просто щекните мышкой по обложке

ДЖАЗ В РОССИИ. Краткий энциклопедический справочникОскар Питерсон ДЖАЗОВАЯ ОДИССЕЯ АВТОБИОГРАФИЯИстория джазового исполнительства в РоссииВ. Фейертаг Джаз. Энциклопедический справочникД. Саймон  Гленн Миллер и его оркестрКулль М. "Ступени восхождения"Пономарев Валерий На обратной стороне звукаВеликие люди джазаС. Тепляков Дюк Эллингтон. Путеводитель для слушателякнига Рейзнер  ПТАШКА. ЛЕГЕНДА О ЧАРЛИ ПАРКЕРЕНэт Шапиро, Нэт Хентофф Послушай, что я тебе расскажу... История джаза, рассказанная людьми, которые ее создавали Д. Джоэлл Герцог. Портрет Дюка ЭллингтонаЮ. Верменич   ДЖАЗ. История. Стили. МастераБарбан Ефим ЧЕРНАЯ МУЗЫКА, БЕЛАЯ СВОБОДАЕ. Барбан Контакты. Собрание интервьюБарбан Джазовые опытыЕ. Барбан Джазовые диалогиМыльникова Е. Пентатоника в Jazzовой импровизацииДжазовый вокал: практическое пособие для начинающихУчебный видео курс по импровизации Импровизировать может каждый

джазовые книги


Джазовый проект
издательства СКИФИЯ
Джазовый проект издательства СКИФИЯ
интернет-магазин нот, Калинина рабочая тетрадь, ноты для фортепиано Яндекс.Метрика издать книгу
джаз mp3
бесплатно
РЕКЛАМНЫЙ ЛИСТ: