
ПЕТРОВ Аркадий
Музыковед, журналист, педагог, один из первых пропагандистов джаза в СССР. Заслуженный деятель искусств России (2002).Аркадий Евгеньевич ПЕТРОВ
В 1958 году окончил теоретико-композиторский факультет Московской консерватории им. П.И. Чайковского (учился у Лео Мазеля). В 1957-73 работал редактором и корреспондентом на радиостанции «Юность», создал первую в стране еженедельную регулярную авторскую джазовую программу «Радиоклуб «Метроном»» (1965-67). Сотрудничал с джазовыми критиками и журналистами Алексеем Баташёвым и Леонидом Переверзевым.
Работая на Всесоюзном радио, Аркадий Петров сумел записать первых отечественных музыкантов. Часть записей пропала, но часть сохранилась в его личном архиве, и в девяностые годы, рассказывая о «Метрономе», он использовал их в программе «Джем-клуб» на радиостанции «Ракурс». В 1975-89 был научным редактором журнала «Клуб и художественная самодеятельность», в 1991-92 работал в журнале «Эстрада и цирк», а в 1999 стал сотрудником телерадиокомпании «Деловая линия».
Аркадий Петров – автор более 500 статей в журналах «Советская музыка», «Музыкальная жизнь», «Театр», «Кругозор», в чешских и польских изданиях. Круг его интересов был достаточно широк – он писал о проблемах джаза и поп-музыки, о советской эстраде и оперном искусстве.
Его джазовые очерки и портреты музыкантов (в книге «Советский джаз. Проблемы. События. Мастера» некоторые очерки подписаны псевдонимом Аркадий Евгеньев) отличаются образностью языка, ясностью мысли и стремлением увязать джаз с общей тенденцией мирового музыкального развития. Лучшие его работы - очерки о Германе Лукьянове, Давиде Голощёкине, Игоре Бриле, Анатолии Кролле, Леониде Чижике, Леониде Винцкевиче и других объединены в книгу «Джазовые силуэты» (М.1996). К числу лучших памятников эпохе относится и его книга «Черный кот in Blue. Юрий Саульский – жизнь и творчество» (М., 1998).
По просьбе Методического кабинета Министерства культуры РСФСР Аркадий Петров (совместно с Владимиром Фейертагом) в 1974 году разработал курс «История стилей» для эстрадно-джазовых отделов музыкальных училищ» и стал первым преподавателем этого предмета в Музыкальном училище им. Гнесиных. Высокая музыкальная культура, хороший вкус, легкость в общении делали его желанным и почетным гостем на любом джазовом мероприятии (он был членом жюри многочисленных конкурсов, участником дискуссий, редактором буклетов и автором аннотаций к грампластинкам).
Книги Аркадия Петрова на нашем сайте
В книге музыкального журналиста, специалиста по джазу в простой и доступной форме рассказывается о встречах с известными джазменами: руководителями оркестров, исполнителями на различных инструментах, вокалистами.
Среди наиболее известных назовем Игоря Бриля, Давида Голощекина, Ларису Долину, Сергея Манукяна, Германа Лукьянова, Пако де Лусию, Майлса Девиса, Дейва Брубека и других.
узнать подробности и купить книгу
Наш друг Аркадий…
(Валентина Холопова, Наталья Шантырь)
Более полувека (1936—2007) в нашей культуре действовал исключительно светлый обаятельный, веселый, доброжелательный, незлобивый, открытый, сердечный, абсолютно неамбициозный Аркадий Петров. Кажется, никто и никогда не называл его иначе как Аркаша - такой вот джазовый демократизм, с учетом того, что джаз во времена советского «железного занавеса» как раз для многих являлся символом свободы.
Так и в этом человеке всегда жил дух свободы и непринужденности, он - подлинно джазовая личность: не исполнитель-виртуоз импровизации, но виртуоз раскованности и импровизации в жизни. Ему были присущи неувядающий «драйв», как сказали бы джазмены, и способность мгновенно подстраиваться под таких же непосредственных, естественно выражающихся людей - дух джазового ансамбля. Мало кто сделал в 50–80-е годы для «продвижения» к слушателю отечественного джаза и рока столько, сколько этот человек с замечательно доброй улыбкой и детским взглядом за стеклами очков. Но и помимо этого он всячески стремился расширять аудиторию и современной академической музыки, и поп-музыки, и эстрады, и авторской, «бардовской» песни. Кроме того, он очень многих «открыл», и все открытые им - исполнители или композиторы — становились как бы членами его огромной семьи.
По самой своей природе Аркадий был просветителем: он делал всё, чтобы заинтересовать, кого только мог, начиная, естественно, с друзей, тем, что интересовало его самого. Этой своей страстной увлеченностью он так «пронял» Валентину Холопову (см. автор воспоминаний), что она ввела в академический курс «Анализ музыкальных произведений» в Московской консерватории раздел «Джаз» и пригласила Петрова вести эту тему.
Жизнь Аркадия Евгеньевича Петрова, вероятно, заслуживает книги. В этом небольшом рассказе о нем далеко не всё из его биографии. И будет наш рассказ коллективным, так точней.
Аркадий был родом из исключительно интеллигентной семьи. В их доме стоял старинный шкаф, а за ним хранились гусли без струн. На этих гуслях дед Гаврила играл Шаляпину, Гарину-Михайловскому, Горькому. Брат отца был известный в свое время писатель, взявший себе псевдоним Петров-Скиталец. С ним очень дружил Горький. Отца Аркаши, Евгения Гавриловича в 1905 году арестовали за излишнюю революционную активность, он бежал, затем был членом партии эсеров, дружил с Верой Фигнер (у Аркаши даже сохранились детские воспоминания про то, как они с отцом ходили к ней в гости). Каким-то образом судьба уберегла отца от сталинских репрессий. Он пел в хоре Свешникова, потом почему-то был вынужден оттуда уйти и стал зарабатывать на жизнь в епархиальном хоре Елоховского собора. «Продукт» другой эпохи, атеист и комсомолец Аркадий, у которого уже в другие времена висел дома портрет революционера-пассионария Че Гевары, не мог в то время по достоинству оценить всю многогранность жизни отца.
Это большое и нужное дело... я всегда восхищался тем, как бережно американцы относятся к своей культуре! Отреставрированы все записи, собраны все мемуары, не потерялся ни один исполнитель...
Вы делаете неоценимый труд и для наших современников и для будущих поколений россиян!
В. Киселев (Москва)
|
Спасибо В. Фейертагу ...Очень благодарен Вам (и все дальневосточные музыканты) за включение наших имен в справочник "Джаз в России". Очень рад! А за молодых ребят ОСОБЕННО!
Теперь их вся РОССИЯ сможет узнать. ... Мы и далее будем стараться повышать своё мастерство, воспитывать молодежь, укреплять позиции ДВ джаза. В. Захаров, (Хабаровск)
|
Интересное:
Из обсуждений в сети: ... книжка вышла у Оскара Питерсона очень добрая, веселая и романтичная. Хотя жизнь этого музыканта напоминала полосу препятствий, которые приходилось преодолевать с боем. В эпилоге Питерсон замечает, что «для многих музыкантов и артистов самое трудное в творчестве – управлять своими личными чувствами, а порой даже подавлять их». Сам Питерсон, видимо, легко справляется со своими повседневными настроениями, чтобы потом они фонтаном эмоций выплеснулись в его гениальной игре на рояле.
узнать больше и купить эту книгу
Из книги История джазового исполнительства в России
Вокально-инструментальный оркестр под руководством Юрия Сергеевича Саульского (1928-2005) не случайно дебютировал на втором ленинградском джазовом фестивале. Этим выступлением (апрель 1966), как и первыми концертами в Московском театре эстрады, оркестр сразу же заявил о своем намерении серьезно пропагандировать джаз. И, действительно, после оркестра Олега Лундстрема ни один столичный коллектив не предлагал публике такого количества инструментальных пьес в одном концерте. «Джаз еще пасынок на эстраде, – писал Саульский, – А ведь настоящая джазовая музыка требует филармонической пропаганды, безусловно лишенной, прежде всего, всех компонентов обычной эстрады. Нужно приучиться слушать музыку без ее оправдания. Настоящий джаз должен существовать наряду с эстрадной, популярной легкой музыкой, – это доказывать излишне. Но джазовая музыка должна пропагандироваться столь же серьезно, как камерная, и столь же широко, как эстрадная». Коллектив был необычен: помимо традиционных оркестровых секций (трубы, тромбоны, саксофоны, ритм-группа) в нем использовался вокальный октет в роли инструментальной группы. Применяя вокально-слоговое пение (скэт), вокалисты исполняли риффы, короткие мелодико-ритмические формулы, во время импровизаций инструменталистов или же создавали гармонический фон.
книги и ноты на нашем сайте:
просто щекните мышкой по обложке