
АЙЗЕНБЕРГ Яков
Пианист, журналист, один из организаторов джазовой жизни в Красноярске в последние десятилетия прошлого века.Яков Исаакович АЙЗЕНБЕРГ
21.04.1945, Дудинка, Красноярский край
С детства жил в Красноярске, в музыкальной школе играл на фортепиано, в 1970 окончил Красноярское музыкальное училище, а в 1975 Кемеровский институт культуры.
С 1959 играл с разными ансамблями и оркестрами, а с 1965 начал выступать с сольными программами, ориентированными на свободную импровизационную музыку. В 1978 стал директором заводского клуба и на его базе организовал городской джаз-клуб, вскоре переименованный в Творческое джазовое объединение. С 1980 по 2001 год ему удалось провести в Красноярске 27 джазовых фестивалей (позже получивших названия «Джаз над Енисеем» - в нем участвовали почти все музыканты Советского Союза - и «Дети играют джаз»).
Как пианист, почти всегда предлагавший импровизационный хэппенинг, имел успех на фестивалях в Новосибирске, Иркутске, Риге, Ленинграде, Одессе и других городах, однако джазовая общественность гораздо больше ценила его организаторские способности.
В конце 90-х годов состоялся дуэт с флейтистом Евгением Мануйленко («АйзМан»). В 1997 опубликовал книгу мемуаров «Мы играем джаз».
С 2001 живет в Израиле, организует фестивали, возглавляет Израильскую джазовую федерацию, издает книги стихов.
Книги Якова Айзенберга на нашем сайте:
Увлекательная книга о развитии джаза в одном из крупнейших городов российской глубинки, Красноярске. Рассказ о становлении молодого джазмена, его коллегах, о "культурном" терроре околоджазовых фигур.
Автор показывает, как небольшой джаз-клуб, созданный им при поддержке колллег и друзй, превратился сегодня в мощный Джазывый центр, известный далеко за пределами нашей страны, помещённый в справочники, катологи, словари СССР, США, Франциии, Англии, Изралия, Швеции, Австралии, Польши
Пресса о Якове Айзенберге
Четверть века Айзенберг был бессменным организатором и идейным вдохновителем фестивалей «Джаз над Енисеем» и «Дети играют джаз». 36 фестивалей джаза — весомый вклад в культурную копилку Красноярска. Свои фестивали Яков проводил не столько благодаря, сколько вопреки желанию властей. Помимо джаза, Айзенберг 15 лет руководил авторским объединением «Песня красноярская моя», проводя удивительно теплые встречи местных композиторов и поэтов со слушателями.
В середине 90-х годов Айзенберг держал руку на пульсе культурной жизни города, работая заведующим отделом культуры газеты «Вечерний Красноярск». Нередко он подписывался фамилией Ледогоров.
Немного о джазе в Израиле
С начала 70-х годов здешняя армия джазменов стала активно пополняться коллегами из СССР. Одно перечисление советских джазменов, приехавших в Израиль, напоминает афишу серьезного фестиваля где-нибудь в Питере, Нижнем Новгороде или ДК "Москворечье". Многие из них – выходцы из стран Балтии: бывшие вильнюсцы Ганелин и Кунсман, Пташка, Майстровский, Айзенберг, Липкович, Кулль, бывший рижский саксофонист Борис Гаммер, нынешний профессор джазового отделения музыкальной академии им. Рубина в Иерусалиме бывший рижанин Нахум Переферкович …
Часть этих и других, более молодых и менее известных в стране исхода музыкантов влились в израильские ансамбли и поступили на работу в консерватории и академию, часть занялись другим ремеслом, с любовью поигрывая джаз от случая к случаю. Некоторые покинули Израиль в поисках лучшей жизни ...
Это интересно:
Харуки Мураками о музыке Монка
Музыка Телониуса Монка — тяжелая и мягкая одновременно, интеллектуально замкнутая и, не знаю почему, искренняя. Она действовала на меня очень убедительно. Представьте, что перед вами на столе вдруг ни с того ни с сего Возникло нечто потрясающее, а потом вдруг так же внезапно исчезло. Монк — «человек-загадка». Близкое знакомство с его творчеством позволяет прикоснуться к одной из тайн. Бесспорно, и Майлз, и Колтрейн были выдающимися, гениальными музыкантами, однако никого из них никогда нельзя было назвать «загадкой» в буквальном смысле этого слова.
Это большое и нужное дело... я всегда восхищался тем, как бережно американцы относятся к своей культуре! Отреставрированы все записи, собраны все мемуары, не потерялся ни один исполнитель...
Вы делаете неоценимый труд и для наших современников и для будущих поколений россиян!
В. Киселев (Москва)
|
Спасибо В. Фейертагу ...Очень благодарен Вам (и все дальневосточные музыканты) за включение наших имен в справочник "Джаз в России". Очень рад! А за молодых ребят ОСОБЕННО!
Теперь их вся РОССИЯ сможет узнать. ... Мы и далее будем стараться повышать своё мастерство, воспитывать молодежь, укреплять позиции ДВ джаза. В. Захаров, (Хабаровск)
|
Интересное:
Из обсуждений в сети: ... книжка вышла у Оскара Питерсона очень добрая, веселая и романтичная. Хотя жизнь этого музыканта напоминала полосу препятствий, которые приходилось преодолевать с боем. В эпилоге Питерсон замечает, что «для многих музыкантов и артистов самое трудное в творчестве – управлять своими личными чувствами, а порой даже подавлять их». Сам Питерсон, видимо, легко справляется со своими повседневными настроениями, чтобы потом они фонтаном эмоций выплеснулись в его гениальной игре на рояле.
узнать больше и купить эту книгу
Из книги История джазового исполнительства в России
Вокально-инструментальный оркестр под руководством Юрия Сергеевича Саульского (1928-2005) не случайно дебютировал на втором ленинградском джазовом фестивале. Этим выступлением (апрель 1966), как и первыми концертами в Московском театре эстрады, оркестр сразу же заявил о своем намерении серьезно пропагандировать джаз. И, действительно, после оркестра Олега Лундстрема ни один столичный коллектив не предлагал публике такого количества инструментальных пьес в одном концерте. «Джаз еще пасынок на эстраде, – писал Саульский, – А ведь настоящая джазовая музыка требует филармонической пропаганды, безусловно лишенной, прежде всего, всех компонентов обычной эстрады. Нужно приучиться слушать музыку без ее оправдания. Настоящий джаз должен существовать наряду с эстрадной, популярной легкой музыкой, – это доказывать излишне. Но джазовая музыка должна пропагандироваться столь же серьезно, как камерная, и столь же широко, как эстрадная». Коллектив был необычен: помимо традиционных оркестровых секций (трубы, тромбоны, саксофоны, ритм-группа) в нем использовался вокальный октет в роли инструментальной группы. Применяя вокально-слоговое пение (скэт), вокалисты исполняли риффы, короткие мелодико-ритмические формулы, во время импровизаций инструменталистов или же создавали гармонический фон.
книги и ноты на нашем сайте:
просто щекните мышкой по обложке