КИНУС Юрий
Музыковед, аранжировщик, педагог, доцент эстрадно-джазовой кафедры Ростовской консерватории им. Рахманинова, кандидат искусствоведения, художественный руководитель джаз-оркестра Кима Назаретова, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества.Юрий Григорьевич КИНУС
27.09.1949, Батайск, Ростовская обл.
В музыкальной студии Дворца пионеров освоил аккордеон. Дома у отца была большая коллекция джазовых пластинок, кроме того, в памяти навсегда остались такие музыкальные кинофильмы, как «Большой вальс» и «Серенада Солнечной долины».
В 1968 окончил радиотехнический техникум, в котором организовал самодеятельный ансамбль. В 1967 начал играть и аранжировать в эстрадном оркестре Александра Блока. В дальнейшем любовь к джазу вытеснила техническую профессию.
В 1974 окончил теоретико-композиторский отдел Ростовского училища искусств, а в 1979 – аналогичный отдел Ростовского музыкально-педагогического института (теперь Консерватория им. Рахманинова). В 1980 организовал в училище искусств студенческий джаз-клуб, а в 1983-93 руководил студенческим биг-бэндом консерватории, который получил диплом первой степени на 1-м Всероссийском смотре эстрадно-джазовых отделов.
С 1990 – постоянный ведущий джазовых концертов в Ростове-на-Дону. После смерти Виктора Кутова (1997) возглавил муниципальный биг-бэнд, провел цикл тематических концертов, посвященных Дюку Эллингтону, Каунту Бэйси, Гленну Миллеру, Тэду Джонсу, Робу МакКонеллу, Джорджу Гершвину, Юрию Саульскому, Мураду Кажлаеву, Георгию Балаеву (на танцевально-концертных вечерах «Ностальжи» в Центре им. Кима Назаретова).
Выступал с оркестром на фестивалях в Одессе (1995), Коринфе (1996, Греция), Ставрополе (2001), Анапе (2004, 2007), представлял Ростов в абонементе «В мире джаза» в Концертном зале им. Чайковского в Москве.
Разработал несколько методических программ по джазовому образованию и опубликовал десятки научных статей – «Аранжировка как фактор композиции в джазе», «Соотношение импровизации и композиции в джазе», на основе которых выпустил книгу «Импровизация и композиция в джазе» (2008) и «Из истории джазового исполнительства». Преподает историю джаза в Ростовской консерватории.
Записи:
- Джаз-оркестр Кима Назаретова (2002),
- «Fair». Муниципальный джаз-оркестр Кима Назаретова 1997-2003 (2003)
Музыкальная визитка
соло на фортепиано - Арам Рустамянц
«При прослушивании диска сразу становится ясно: это «русский джаз». И дело не только в названии, которое тоже немаловажно. «Русский дух» неизменно присутствует во всевозможных сольных высказываниях, в которых явно проступают обиходные интонации (как, например, цитата «Утомленное солнце» в «Minor’s Holiday» K. Dorham). Да и «фирменные» композиции звучат по-русски, копированием здесь и «не пахнет». Думается, в этом главное достоинство звучания биг-бэнда Кима Назаретова, его индивидуальность. Вторым достоинством диска является желание показать не только монолит звучания биг-бэнда, но и практически всех его солистов.»
В записи альбома "Fair" биг-бэнд принимал участие в следующем составе:
- Саксофоны: Владимир Попов (ас), Олег Великанов (ас), Виктор Попов (тс), Денис Кренц (тс), Анатолий Мелик-Бархударян (барс)
- Трубы: Евгений Медведев, Юрий Ушаков, Евгений Речкалов, Роман Соколов
- Тромбоны: Евгений Белин, Игнат Удовиченко, Михаил Фалеев, Вячеслав Макеев
- Ритм: Арам Рустамянц (ф), Араик Родица (г), Виталий Перов (б), Грегорий Дерацуев (уд)
Из статей Юрия Кинуса:
Роль и место импровизации в джазе
Когда хотят подчеркнуть специфику джазовой музыки, в первую очередь отмечают её импровизационный характер. Как известно, импровизация - это метод творчества, предполагающий создание художественного произведения экспромтом в процессе его исполнения. Импровизация представляет собой спонтанное музыкальное высказывание, непосредственную, сиюминутную реализацию музыкальной мысли и отличается многообразием форм проявления. В джазе вместо термина «improvise» - «импровизировать» - многие музыканты часто используют выражения «ad lib», «ride» или «jam», что означает одно - создание музыки в процессе игры. Подавляющее большинство джазовых произведений создано спонтанно. Они не зафиксированы в нотах и не отрепетированы заранее.
Результат - максимум новизны. В этом проявляется попытка исполнителя быть непосредственным насколько возможно, стремление никогда не идти проторённым путём дважды. В результате несколько версий одной и той же темы, сделанные в течение одной сессии записи, могут быть полностью различны. Часть специфики и витальности джаза, вне всякого сомнения, в первую очередь связана именно со спонтанностью импровизации...
Книги Ю. Кинуса на нашем сайте:
Кинус Ю. "ИЗ ИСТОРИИ ДЖАЗОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"
Издательство Феникс, серия: "Музыкальная библиотека", Ростов-на-Дону, 2008, мягкий переплет, 160 стр., ISBN 978-5-222-13915-8, Формат: 84x108/32, Тираж: 3000 экз.
В первой части излагается история становления и развития фортепианного искусства, анализируются основные фортепианные стили как технологические, так и исполнительские (регтайм, буги-вуги и т.д.).
Во второй - автор рассматривает историю становления и развития вокальных ансамблей в джазе и современной популярной музыке с начала XX века и до сегодняшнего дня. Дается краткая характеристика особенностей исполнения стилей, (кантри, госпел и мн. др.). Пособие содержит множество примеров и практических упражнений.
узнать подробности и купить книгу
Кинус Ю. "ИМПРОВИЗАЦИЯ И КОМПОЗИЦИЯ В ДЖАЗЕ"
Издательство Феникс, серия: "Музыкальная библиотека", Ростов-на-Дону, 2008, твердый переплет, 192 стр., ISBN 978-5-222-13911-0, формат: 84x108/32, тираж: 3000 экз.
В книге излагается история становления и развития импровизации, композиции и аранжировки в джазе. Подробно рассматривается вопрос о соотношении этих начал. Издание содержит краткий словарь джазовых терминов.
Книга адресована учащимся эстрадно-джазовых отделений ДМШ, училищ, колледжей и консерваторий, а также музыковедам и всем любителям джазовой музыки.
узнать подробности и купить книгу
слушать джаз на этой странице:
- Kim Nazaretovs Municipal Big Band 2003 Giant Steps
Это большое и нужное дело... я всегда восхищался тем, как бережно американцы относятся к своей культуре! Отреставрированы все записи, собраны все мемуары, не потерялся ни один исполнитель...
Вы делаете неоценимый труд и для наших современников и для будущих поколений россиян!
В. Киселев (Москва)
|
Спасибо В. Фейертагу ...Очень благодарен Вам (и все дальневосточные музыканты) за включение наших имен в справочник "Джаз в России". Очень рад! А за молодых ребят ОСОБЕННО!
Теперь их вся РОССИЯ сможет узнать. ... Мы и далее будем стараться повышать своё мастерство, воспитывать молодежь, укреплять позиции ДВ джаза. В. Захаров, (Хабаровск)
|
Интересное:
Из обсуждений в сети: ... книжка вышла у Оскара Питерсона очень добрая, веселая и романтичная. Хотя жизнь этого музыканта напоминала полосу препятствий, которые приходилось преодолевать с боем. В эпилоге Питерсон замечает, что «для многих музыкантов и артистов самое трудное в творчестве – управлять своими личными чувствами, а порой даже подавлять их». Сам Питерсон, видимо, легко справляется со своими повседневными настроениями, чтобы потом они фонтаном эмоций выплеснулись в его гениальной игре на рояле.
узнать больше и купить эту книгу
Из книги История джазового исполнительства в России
Вокально-инструментальный оркестр под руководством Юрия Сергеевича Саульского (1928-2005) не случайно дебютировал на втором ленинградском джазовом фестивале. Этим выступлением (апрель 1966), как и первыми концертами в Московском театре эстрады, оркестр сразу же заявил о своем намерении серьезно пропагандировать джаз. И, действительно, после оркестра Олега Лундстрема ни один столичный коллектив не предлагал публике такого количества инструментальных пьес в одном концерте. «Джаз еще пасынок на эстраде, – писал Саульский, – А ведь настоящая джазовая музыка требует филармонической пропаганды, безусловно лишенной, прежде всего, всех компонентов обычной эстрады. Нужно приучиться слушать музыку без ее оправдания. Настоящий джаз должен существовать наряду с эстрадной, популярной легкой музыкой, – это доказывать излишне. Но джазовая музыка должна пропагандироваться столь же серьезно, как камерная, и столь же широко, как эстрадная». Коллектив был необычен: помимо традиционных оркестровых секций (трубы, тромбоны, саксофоны, ритм-группа) в нем использовался вокальный октет в роли инструментальной группы. Применяя вокально-слоговое пение (скэт), вокалисты исполняли риффы, короткие мелодико-ритмические формулы, во время импровизаций инструменталистов или же создавали гармонический фон.
книги и ноты на нашем сайте:
просто щекните мышкой по обложке