
БУРКО Игорь
Трубач, художественный руководитель «Уральского диксиленда», Заслуженный артист России (2002), Народный артист РФ (2009)Игорь Владимирович БУРКО
21.12.1944, Челябинск
Обладая сильным, красивым звуком, свободно владея высоким регистром, уже в юности стал одним из самых заметных музыкантов Челябинска. Посещал хореографическую студию, с 13 лет играл на трубе в школьном бэнде, а в 15 стал солистом в оркестре ДК Челябинского тракторного завода (руководитель Семен Вайнштейн). С детства мечтал собрать диксиленд, увлекался записями Луи Армстронга, а побывав на концерте Эдди Рознера, позаимствовал у него модный шлягер «Вишневый сад». С огромным успехом исполнял его на открытии ДК Челябинского металлургического завода.
С 16 лет включился в гастрольно-концертную деятельность – работал в Кустанайской филармонии, был солистом в эстрадном оркестре Узбекистана, играл в Образцовом оркестре почетного караула в Волгограде. В 1967 в Челябинской филармонии собрал ансамбль «Радуга», затем оркестр «Южный Урал», в программе которого была эстрада (первое отделение) и джаз (второе отделение). В первый состав вошли кларнетист Валерий Софин, тромбонист Николай Топчий, гитарист Виктор Харлапанов, пианист Анатолий Дресвянкин, басист Юрий Торгашов и барабанщик Борис Савин.
Коллектив сначала «приютила» Саратовская, потом Куйбышевская филармония. В 1970 музыкантов признал Челябинск. В программе всегда господствовала джазовая классика, хотя были сделаны и специальные композиции - «Русская фантазии», «Уральская фантазия» (аранжировщики Станислав Бережнов и Олег Тергалинский). В 1975 Тергалинский стал музыкальным руководителем коллектива и превратил его в бэнд с тремя саксофонами, двумя трубами и тромбоном. Как джазовый состав с названием «Уральский диксиленд» ансамбль впервые выступил на фестивале в Тбилиси (1978) и получил право на исполнение сольного концерта через год, став лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады.
В дальнейшем (за исключение пяти лет - 1979-84) вся жизнь Игоря Бурко была связана с «Уральским диксилендом». После 1985 года неоднократно выступал на престижных зарубежных фестивалях – в Дрездене (1986, ГДР), Бреде, (1989, Нидерланды), гастролировал в Чехословакии, Югославии, ФРГ (1987-88). В 1989-1994 частые ангажементы в Нидерландах.
В 1994 коллектив распался, после чего Игорь Бурко, сохранив за собой брэнд «Уральский диксиленд», за несколько месяцев полностью обновил состав, пригласив на то время лучшую челябинскую ритм-группу – трио Валерия Сундарева (Валерий Сундарев – гитара и банджо, Владимир Риккер – контрабас, Борис Савин – ударные). К оркестру присоединился петербургский тромбонист и аранжировщик Валерий Заварин и минский пианист Аркадий Эскин.
В конце 90-х годов музыканты вернулись в Челябинск, и на базе нового муниципального предприятия «Уральский диксиленд» Игорь Бурко учредил международный джазовый фестиваль «Какой удивительный мир». Секстет участвовал во многих российских фестивалях (Москва, Санкт-Петербург, Саранск и другие города), гастролировал в Израиле (2005).
В последнее десятилетие 20 века в «Уральский диксиленд» вошли тромбонист Наиль Загидуллин, кларнетист Алексей Тимшин (иногда Сергей Пеньков), барабанщик Виктор Риккер. Заслуги Бурко как организатора джазовой жизни в Челябинске были отмечены установлением его барельефа на одном из домов на ул. Кирова и вручением ему медали «Добрые люди мира». В 2009 году указом президента России Игорю Владимировичу присвоено звание «Народный артист Российской Федерации».
Записи:
«Уральский диксиленд»
- Вернись домой, Билл Бэйли (1988)
- Uralski All Stars. Jazz From Russia (1991)
- Uralski All Stars. Russian Roulette (1993)
- America Meets Russia (1995)
- Russia Meets America (1995)
- Uralski All Stars/Сhris Barber (1996)
- Oh Mo’nah! Feauturing Beryl Bryden & Nat Gonella (1997)
- Вейсэ-джаз’2003 (2004)
Музыкальная визитка:
В качестве "визитной карточки" музыканта на странице предложена композиция "Up A Lazy River" с голландского альбома "Уральского диксиленда" "Oh Mo’nah!". Вокальную партию исполняет знаменитый английский джазовый трубач и вокалист Натаниэль Чарльз (NAT) Гонелла (07.02.1908 - 06.08.1998).
Вот что вспоминает об этом времени гитарист "Уральского диксиленда" Валерий Сундарев: "На фестивалях, как правило, играли по три-пять сетов, это не очень обременительно. Я запомнил один изнурительный тур, когда из Голландии поехали в Англию, всю ее избороздили с юга на север, до самой Шотландии, потом сразу в Париж - там играли неделю. Отработали последний парижский концерт в три часа ночи, а в 11 утра нам надо было уже выступать в Бонне...
В Голландии записали еще три пластинки, последняя стала уникальной в своем роде и пользовалась большой популярностью у меломанов. Дело в том, что над ней вместе с челябинцами работал культовый английский джазмен, 89-летний трубач Нат Гонелла. Монументальный старик, ученик и приятель Луиса Армстронга! Случилось так, что вскоре после записи Нат Гонелла скончался, посему пластинка "Oh Mo' nah!" и стала своеобразной эпитафией его таланту..."
Джазовая пресса: 65 лет Игорю Бурко
Челябинск. 22 декабря 2009. Двойной юбилей: народный артист России Игорь Бурко отметил 65 лет со дня рождения, а созданный им ансамбль «Уральский Диксиленд» 40-летие.
На юбилейный концерт прибыли самые именитые джазмены страны: Анатолий Кролл, Игорь Бриль и сыновья, Алексей Кузнецов из Москвы, Давид Голощёкин, заслуженный деятель искусств России Владимир Фейертаг из Санкт-Петербурга, джаз-ансамбль Moscow Ragtime Band, биг-бэнд «Джаз-Академия» под управлением заслуженного артиста России Станислава Бережнова, многие другие ...
джазовое видео:
уральский диксиленд И. Бурко: Lady, Be Good
фестиваль «Какой удивительный мир», 2005

- Ural Dixi 1997 Up A Lazy River
Это большое и нужное дело... я всегда восхищался тем, как бережно американцы относятся к своей культуре! Отреставрированы все записи, собраны все мемуары, не потерялся ни один исполнитель...
Вы делаете неоценимый труд и для наших современников и для будущих поколений россиян!
В. Киселев (Москва)
|
Спасибо В. Фейертагу ...Очень благодарен Вам (и все дальневосточные музыканты) за включение наших имен в справочник "Джаз в России". Очень рад! А за молодых ребят ОСОБЕННО!
Теперь их вся РОССИЯ сможет узнать. ... Мы и далее будем стараться повышать своё мастерство, воспитывать молодежь, укреплять позиции ДВ джаза. В. Захаров, (Хабаровск)
|
Интересное:
Из обсуждений в сети: ... книжка вышла у Оскара Питерсона очень добрая, веселая и романтичная. Хотя жизнь этого музыканта напоминала полосу препятствий, которые приходилось преодолевать с боем. В эпилоге Питерсон замечает, что «для многих музыкантов и артистов самое трудное в творчестве – управлять своими личными чувствами, а порой даже подавлять их». Сам Питерсон, видимо, легко справляется со своими повседневными настроениями, чтобы потом они фонтаном эмоций выплеснулись в его гениальной игре на рояле.
узнать больше и купить эту книгу
Из книги История джазового исполнительства в России
Вокально-инструментальный оркестр под руководством Юрия Сергеевича Саульского (1928-2005) не случайно дебютировал на втором ленинградском джазовом фестивале. Этим выступлением (апрель 1966), как и первыми концертами в Московском театре эстрады, оркестр сразу же заявил о своем намерении серьезно пропагандировать джаз. И, действительно, после оркестра Олега Лундстрема ни один столичный коллектив не предлагал публике такого количества инструментальных пьес в одном концерте. «Джаз еще пасынок на эстраде, – писал Саульский, – А ведь настоящая джазовая музыка требует филармонической пропаганды, безусловно лишенной, прежде всего, всех компонентов обычной эстрады. Нужно приучиться слушать музыку без ее оправдания. Настоящий джаз должен существовать наряду с эстрадной, популярной легкой музыкой, – это доказывать излишне. Но джазовая музыка должна пропагандироваться столь же серьезно, как камерная, и столь же широко, как эстрадная». Коллектив был необычен: помимо традиционных оркестровых секций (трубы, тромбоны, саксофоны, ритм-группа) в нем использовался вокальный октет в роли инструментальной группы. Применяя вокально-слоговое пение (скэт), вокалисты исполняли риффы, короткие мелодико-ритмические формулы, во время импровизаций инструменталистов или же создавали гармонический фон.
книги и ноты на нашем сайте:
просто щекните мышкой по обложке