Войдите или зарегистрируйтесь.

Войти

Логин
Пароль

Регистрация

Логин
Пароль
Повторите пароль
Ваше имя
Ваш e-mail
Что?
Где?
Почем?
ХОЧУ!

Джазовая энциклопедия
джазовые сайты

радио джаз слушать

джазовые книги

сколько стоит доставка?

реклама на сайте
RSS


Подпишитесь на наши новости:


PARKER Maceo


PARKER Evan

Рекомендуем


Оскар Питерсон
Джазовая одиссея. Автобиография
Купить Оскар Питерсон Джазовая одиссея. Автобиография
560 руб.


Фейертаг В.
История джазового исполнительства в России
Купить Фейертаг В. История джазового исполнительства в России
380.00 руб.


учебный DVD курс по импровизации
Импровизировать может каждый
Купить учебный DVD курс по импровизации Импровизировать может каждый
2980.00 руб.


Саймон Д.
Гленн Миллер и его оркестр
Купить Саймон Д. Гленн Миллер и его оркестр
190.00 руб.


Фейертаг В.
Джаз. Энциклопедический справочник
Купить Фейертаг В. Джаз. Энциклопедический справочник
990.00 руб.



ELLINGTON Duke

Пианист, аранжировщик, композитор, руководитель оркестра Эллингтона, величайший представитель свинга.

Дюк Эллингтон

Edward Kennedy Duke Ellington

 

29.04.1899, Вашингтон
24.05.1974, Нью-Йорк

Дюк Эллингтон биография

Получил домашнее образование, мать давала ему уроки фортепиано. Проявил склонность к живописи, работал плакатистом, но увлекся регтаймом и танцевальной музыкой. Первый оркестр Эллингтона состоял из его ближайших друзей барабанщика Сонни Грира, саксофониста Отто Хардвика, трубача Артура Уэтсола. От них же из-за любви к красивой одежде получил прозвище Duke (герцог).

В 1923 году квартет Эллингтона The Washingtonians появился в Нью-Йорке и после нескольких не очень благополучных сезонов, включая работу в Kentucky Club, преобразовался в оркестр из десяти человек, которому удалось закрепиться в престижном Cotton Club. Из клуба программы оркестра регулярно транслировались по радио, и это принесло Эллингтону широкую известность.

Первые композиции для оркестра были связаны либо со "стилем джунглей" (East St.Louis Toodle-oo, Black Beauty, Black And Tan Fantasy, Ducky Wucky, Harlem Speaks), либо со "стилем настроений" (Mood Indigo, Solitude, Sophisticated Lady). Разработка этих стилей могла осуществиться лишь потому, что Эллингтон блестяще использовал индивидуальные возможности своих музыкантов трубачей Чарли Эрвиса, Баббера Майли, Трикки Сэма Нэнтона и впоследствии Кути Уильямса, альт-саксофониста Джонни Ходжеса, баритон-саксофониста Харри Карни. Благодаря вкладу этих исполнителей оркестр обрел некое специфическое звучание, а Эллингтона стали называть первым подлинно американским композитором.

Успех принесли гастроли в Европе и Южной Америке (1933), в 1934 году бэнд совершил поездку по Соединенным Штатам. К концу 30-х годов в оркестре было 15 музыкантов (саксофонисты Джонни Ходжес, Отто Хардвик, Барни Бигард, Харри Карни, трубачи Кути Уильямс, Фрэнк Дженкинс, Артур Уэтсол, тромбонисты Трикки Сэм Нэнтон, Хуан Тизол, Лоренс Браун). Репертуар в основном составляли композиции Эллингтона (самые известные It Dont Mean A Thing, In A Sentimental Mood, Prelude To A Kiss, Jeeps Blues, I Let A Song Go Out Of My Heart, All Too Soon, Concerto For Cootie, Cotton Tail, Warm Valley, Im Beginning To See The Light, Dont Get Around Much Anymore). На славу оркестра "работали" и его музыканты. Тромбонист Хуан Тизол предложил такие темы, как Caravan и Perdido, а пианист, композитор и аранжировщик Билли Стрейхорн стал, как говорил Эллингтон, его "вторым я", написав массу прекрасных композиций, в том числе Take The A Train.

оркестр дюка эллингтона Оркестр Эллингтона был одним из немногих коллективов, не распавшимся после появления бибопа и последующих современных джазовых стилей. В 50-60-е годы Эллингтон стремился создавать произведения крупной формы, создал ряд оркестровых сюит Newport Jazz Festival Suite (1956), A Drum Is A Women (1956), Shakespearean Suite (1957), Toot Suite (1958), Controversial Suite (1958), Jump For Joy (1959), Nutcracker Suite (1960), Per Gynt Suite (1962), Timon Of Athens Suite (1964), The Far East Suite (1965), New Orleans Suite (1971), написал музыку к кинофильмам "Асфальтовые джунгли" (1950), "Анатомия убийства" (1959), "Парижский блюз" (1961), "Покушение на королеву" (1966) и три Концерта духовной музыки (1965, 1968, 1973).

Эллингтон был образцовым лидером биг-бэнда авторитетным и деликатным, поэтому многие музыканты оставались с ним почти всю жизнь. Из "старой гвардии" это Джонни Ходжес, Харри Карни, Барни Бигард, Джимми Хамильтон, Рассел Прокоуп, Пол Гонзалес, Хуан Тизол, Лоренс Браун, Кути Уильямс, Рэй Нэнс, Квентин Джексон. Некоторое время в оркестре играли такие солисты, как Бен Уэбстер, Кларк Тэрри, Кэт Андерсон, саксофонист Уилли Смит, барабанщики Луи Беллсон и Сэм Вудъярд. Во второй половине 60-х годов в оркестр пришли музыканты молодого и среднего поколений саксофонисты Норрис Терни, Харольд Эшби, трубач Джонни Коулз, контрабасист Джо Бенджамин, барабанщик Руфус Джонс. Долгое время главным помощником Эллингтона был его сын трубач Мерсер Эллингтон

До последних месяцев жизни Дюк Эллингтон много ездил и концертировал. В начале 1974 года Дюк Эллингтон заболел пневмонией. Через месяц после своего 75-летнего юбилея, рано утром 24 мая 1974 года, Эдвард Кеннеди «Дюк» Эллингтон ушёл из жизни. Газеты всего мира опубликовали известие о его кончине на первых полосах. Президент Никсон выступил с заявлением, в котором говорилось: «Тонкость, глубина, изящество и вкус, вложенные Эллингтоном в его музыку, сделали его в глазах миллионов людей у нас и за рубежом виднейшим композитором Америки. Память о нем будет жить в грядущих поколениях, в музыке, которую он подарил своему народу». После смерти Эллингтона оркестр возглавил его сын Мерсер Эллингтон, а с 1996 года управлять оркестром стал внук Эллингтона - Пол Эллингтон.

Об Эллингтоне написаны десятки книг, лучшие из которых — «Мир Дюка Эллингтона» Стэнли Дэнса, «Портрет Дюка Эллингтона» Дерека Джоэлла и автобиографический сборник Эллингтона «Музыка — моя госпожа». На русский язык переведены книга Джеймса Коллиера «Дюк Эллингтон» (1991) и книга Дерека Джоэлла «Герцог: Портрет Дюка Эллингтона» (2005). Дискография Дюка Эллингтона по некоторым данным насчитывает более шестиста дисков. Подробную информацию о ней можно подчерпнуть в книге С. Теплякова "Дюк Эллингтон. путеводитель для слушателя".

 

 


 

джазовая энциклопедия купить
Информация по книге:

(с) Все права защищены. Правила использования материала

Есть что добавить? Просто напишите нам:письмо в Инфо-Джаз


 

Статьи о Дюке Эллингтоге 

Эллингтон — баловень джаза

Дюк Эллингтон биография

 Размещая в энциклопедии "Инфо-Джаз" биографическую справку нашего постоянного автора В. Фейертага о Дюке Эллингтоне, редакция портала решила дополнить ее материалом "Эллингтон - баловень джаза", написанную к 100-летию Эллингтона для журнала "АудиоМагазин" (Фейертаг В.Б. Эллингтон баловень джаза // АудиоМагазин, СПб, 1999, #1). Формат статьи позволяет избежать жестких стилистических рамок, которые накладывает жанр энциклопедической справки.

Рады сообщить, что издательство "Скифия" готовит к изданию сборник джазовых статей В. Фейертага, куда войдут этот и другие материалы.

фейертаг биография  читать дальше

 
 
 

Крупные формы Дюка Эллингтона и эпоха постмодернизма 

джазовая музыка, Эллингтон биографияМузыковед, публицист, радиоведущий, один из теоретиков и организаторов нового джаза Дмитрий Ухов, без сомнения является украшением российской джазовой критики. Его темы - неожиданны, научный аппарат огромен, поднимаемые вопросы редко умещаются в обычном музыковедческом русле. Статья "Крупные формы Дюка Эллингтона и эпоха постмодернизма" была замечена в минском джазовом журнале "Jazz-Квадрат" (2007 год).

Крупные формы в творчестве Эллингтона либо не замечают (как Уинтроп Сарджент). Либо отрицают — вместе со всем, что не вписывается в собственные представление о "подлинном джазе"  (как Юг Панасье и его единомышленник, автор предисловия к русскому переводу "Истории подлинного джаза" — Ленинград "Музыка" 1978). Либо признают малозначительной побочной ветвью и для Эллингтона и для джаза вообще (см. Дж. Л. Коллиер "Дюк Эллингтон"  Москва "Радуга" 1990). 

фейертаг биография  читать дальше

 
 
 

джазовые альбомы

Duke Ellington  "Ellington Indigos"

текст: И. Знаешев

В качестве музыкальной визитки на странице Дюка Эллингтона в нашей виртуальной энциклопедии предложена композиция "Mood Indigo" в варианте, записанном на альбоме 1957 года "Ellington Indigos".

Эллингтон скачать бесплатно

Знаменитейший джазовый стандарт "Грустное настроение" был создан совместно  Дюком Эллингтоном и Барни Бигардом (Barney Bigard) в 1930 году. Позднее к композиции добавился текст Ирвинга Миллса (Irving Mills). Авторство текста — спорно: в одном из интервью 1987 года Митчелл Пэриш (Mitchell Parish) заявил, что это он написал текст к этой композиции.

Здесь надо отметить, что вопрос авторских отчислений — отдельный вопрос. Некоторое время бэнд Эллингтона записывался фирмой "Мастер", руководителем которой был именно Ирвинг Миллс. Но и до этого, по причинам лучше известным самому Эллингтону, Дюк делил с ним авторские права на большинство композиций Дюка, опубликованных издательством «Mills Music»...

Основная тема композиции была принесена Бигардом, которой, в свою очередь, слышал ее от своего новоорлеанского учителя Лоренсо Тио (Lorenzo Tio). Тот называл ее "мексиканским блюзом".
Мелодия была записана для радиопередачи в октябре 1930 года и первоначально называлась "Мечтательный блюз" ("Dreamy Blues").

Дюк Эллингтон позже вспоминал: "Это была первая мелодия, записанная мной специально для радиопередачи. Уже на следующий день после эфира на имя радиостанции стали приходить кучи писем с просьбой внось и внось поставить эту мелодию, поэтому мы попросили Ирвина сделать нам текст".  Переименованная в "Грустное настроение" композиция стала популярнейшим джазовым стандартом.

Оркестр Дюка Эллингтона исполнял и записывал эту композицию бесчисленное количество раз на протяжении более пятидесяти лет — в инструментальном исполнении, с самыми различными вокалистами, в самых разнообразных аранжировках.

На персональной странице Эллингтона в нашей энциклопедии звучит версия оркестра с альбома 1957 года "Ellington Indigos". Эта композиция отлично передает и настроение самого альбома: медленные лиричные композиции, в которых основное внимание уделено фортепьянным соло самого Дюка... 

джаз слушать  читать дальше и слушать альбом

 


 

 джазовое видео

Duke Ellington and His Orchestra: C Jam Blues

Jam Session, 1942

  • Duke Ellington,
  • Barney Bigard,
  • Sonny Greer,
  • Ray Nance,
  • Joe 'Tricky Sam' Nanton,
  • Rex Stewart,
  • Ben Webster

 


 

 

Несколько имен из нашей энциклопедии

(просто нажмите на фотографию)

Билли Холидей, история жизни, джаз Каунт Бэйси, джазовые биографии Альберт АЙЛЕР, джазовая музыка Гленн Миллер, Glenn Miller, джаз
Луис Армстронг, джазЧарли Паркер, биография, джазБикс БАЙДЕРБЕК, биография, джазОскар Питерсон, биография, джаз

слушать джаз на этой странице:
  • Duke Ellington 1957 Mood Indigo


Это большое и нужное дело

... я всегда восхищался тем, как бережно американцы относятся к своей культуре! Отреставрированы все записи, собраны все мемуары, не потерялся ни один исполнитель...
Вы делаете неоценимый труд и для наших современников и для будущих поколений россиян!
В. Киселев (Москва)

Спасибо В. Фейертагу ...

Очень благодарен Вам (и все дальневосточные музыканты) за включение наших имен в справочник "Джаз в России". Очень рад! А за молодых ребят ОСОБЕННО!
Теперь их вся РОССИЯ сможет узнать. ... Мы и далее будем стараться повышать своё мастерство, воспитывать молодежь, укреплять позиции ДВ джаза.
В. Захаров, (Хабаровск)


Интересное:

Питерсон О. "Джазовая Одиссея. Автобиография"Из обсуждений в сети: ... книжка вышла у Оскара Питерсона очень добрая, веселая и романтичная. Хотя жизнь этого музыканта напоминала полосу препятствий, которые приходилось преодолевать с боем. В эпилоге Питерсон замечает, что «для многих музыкантов и артистов самое трудное в творчестве – управлять своими личными чувствами, а порой даже подавлять их». Сам Питерсон, видимо, легко справляется со своими повседневными настроениями, чтобы потом они фонтаном эмоций выплеснулись в его гениальной игре на рояле.

 узнать больше и купить эту книгу

 

 

 

Из книги История джазового исполнительства в России

ВИО Юрия Саульского

Вокально-инструментальный оркестр под руководством Юрия Сергеевича Саульского (1928-2005) не случайно дебютировал на втором ленинградском джазовом фестивале. Этим выступлением (апрель 1966), как и первыми концертами в Московском театре эстрады, оркестр сразу же заявил о своем намерении серьезно пропагандировать джаз. И, действительно, после оркестра Олега Лундстрема ни один столичный коллектив не предлагал публике такого количества инструментальных пьес в одном концерте. «Джаз еще пасынок на эстраде, – писал Саульский, – А ведь настоящая джазовая музыка требует филармонической пропаганды, безусловно лишенной, прежде всего, всех компонентов обычной эстрады. Нужно приучиться слушать музыку без ее оправдания. Настоящий джаз должен существовать наряду с эстрадной, популярной легкой музыкой, – это доказывать излишне. Но джазовая музыка должна пропагандироваться столь же серьезно, как камерная, и столь же широко, как эстрадная». Коллектив был необычен: помимо традиционных оркестровых секций (трубы, тромбоны, саксофоны, ритм-группа) в нем использовался вокальный октет в роли инструментальной группы. Применяя вокально-слоговое пение (скэт), вокалисты исполняли риффы, короткие мелодико-ритмические формулы, во время импровизаций инструменталистов или же создавали гармонический фон.

 читать дальше

 


 

книги и ноты на нашем сайте:

просто щекните мышкой по обложке

ДЖАЗ В РОССИИ. Краткий энциклопедический справочникОскар Питерсон ДЖАЗОВАЯ ОДИССЕЯ АВТОБИОГРАФИЯИстория джазового исполнительства в РоссииВ. Фейертаг Джаз. Энциклопедический справочникД. Саймон  Гленн Миллер и его оркестрКулль М. "Ступени восхождения"Пономарев Валерий На обратной стороне звукаВеликие люди джазаС. Тепляков Дюк Эллингтон. Путеводитель для слушателякнига Рейзнер  ПТАШКА. ЛЕГЕНДА О ЧАРЛИ ПАРКЕРЕНэт Шапиро, Нэт Хентофф Послушай, что я тебе расскажу... История джаза, рассказанная людьми, которые ее создавали Д. Джоэлл Герцог. Портрет Дюка ЭллингтонаЮ. Верменич   ДЖАЗ. История. Стили. МастераБарбан Ефим ЧЕРНАЯ МУЗЫКА, БЕЛАЯ СВОБОДАЕ. Барбан Контакты. Собрание интервьюБарбан Джазовые опытыЕ. Барбан Джазовые диалогиБриль И. Джазовые пьесы для фортепианоК. Крит Джазовые игрушки - 1 пьесы для фортепианоВолодин И. Кафе "Блюз". Джазовые пьесыМыльникова Е. Пентатоника в Jazzовой импровизацииДжазовый вокал: практическое пособие для начинающихУчебный видео курс по импровизации Импровизировать может каждый

джазовые книги
Спонсоры сайта: стоимость аренды строительной техники
ноты, сольфеджио, ноты для фортепиано Rambler's Top100 издать книгу
джаз mp3
Полезное:
123