PETERSON Oskar
Пианист, руководитель трио. Обладатель феноменальной техники, стремившийся сблизить джаз и академическую музыку. Его джазовые этюды стали во всем мире частью начального музыкального образования.Оскар Питерсон
Oscar Emmanuel Peterson
15.08.1925, Монреаль, Канада
23.12.2007, Миссиссауг, Канада
Пианист, руководитель трио. Наряду с Артом Тэйтумом считается уникальным виртуозом, обладателем феноменальной техники (его называют "джазовым Листом"), стремившимся сблизить джаз и академическую музыку. В действительности его мастерство привлекло к джазу многих серьезных меломанов, а его джазовые этюды (Jazz Exercices) стали во всем мире частью начального музыкального образования. В основе творчества Питерсона элементы свинга и бибопа, а репертуар составляли, как правило, известные мелодии (пианист записал несколько альбомов с песнями популярных американских композиторов Гершвина, Портера, Керна, Арлена, Уоррена и других), что, по мнению критика Джеймса Коллиера, помогало "сделать джаз более доступным".
Учился играть на трубе, но в 11 лет у него был обнаружен туберкулез и тогда он все внимание перенес на фортепиано, которым занимался с шести лет. В 14 лет стал призером конкурса и получил право регулярно выступать в радио-шоу. Играл в оркестре Джонни Холмса лучшем канадском биг-бэнде 40-х годов, организовал трио для выступлений в монреальских клубах.
В сентябре 1949 года Норман Грэнц уговорил его выступить в Нью-Йорке в Карнеги-холле, и с тех пор он стал постоянным артистом антрепризы Jazz At The Philharmonic. Первое трио состояло из фортепиано, гитары (Ирвинг Эшби, затем Барни Кессел и Херб Эллис) и контрабаса (Рэй Браун). После ухода Херба Эллиса Питерсон заменил гитару на ударные инструменты (первым барабанщиком трио стал Эд Тигпен). Трио объездило весь мир с антрепризой Грэнца Jazz At The Philharmonic, записало более 150 альбомов.
Как блестящий аккомпаниатор Питерсон сотрудничал со многими выдающимися вокалистами и инструменталистами, в числе которых Билли Холидэй, Диззи Гиллеспи, Элла Фицджеральд, Коулмен Хокинс, Луи Армстронг, Лестер Янг, Каунт Бэйси, и многие другие.
В начале 60-х годов открыл в Торонто (Канада) "Продвинутую школу современной музыки". С конца 60-х годов выступал с сольными концертами и по-прежнему с трио (иногда с гитарой, иногда с ударными), в котором в разное время играли контрабасисты Сэм Джонс, Джордж Мраз, Нильс-Хенниг Эрстед-Педерсен, барабанщики Луис Хайес, Джейк Ханна, Мартин Дрю, гитаристы Барни Кессел, Джо Пасс. В 1974 выступал в в Таллинне (с Эрстед-Педерсеном и Джеймсом Ханной), в Москве по вине Госконцерта выступления были сорваны.
В 1993 году перенес инсульт, стал выступать редко и играл только правой рукой. Редкий случай признания заслуг при жизни – в 2004 году одна из центральных площадей в столице Канады была названа его именем.
Скончался от почечной недостаточности 23 декабря 2007 года в небольшом городке Миссиссауг, близ Торонто.
Избранные записи:
- Oscar Peterson At Carnegie Hall (1951)
- This Is Oscar Peterson (1952)
- The Oscar Peterson Trio At The Stratford Shakesperean Festival (1957)
- The Oscar Peterson Trio With Sonny Stitt, Roy Eldridge And Jo Jones At Newport (1958)
- Ben Webster Meets Oscar Peterson (1959)
- Night Train (1963)
- Canadian Suite (1964)
- My Favorite Instrument (1968, соло)
- History Of An Artist (1982)
- History Of An Artist. Vol. 2 (1987)
- Oscar Peterson And Friends (1988)
- Oscar Peterson Plays Jazz Standards (1988)
- Exclusively For My Friends. 4 CD (1992)
- Oscar In Paris (1997)
- Ultimate Oscar Peterson (1998)
- A Summer Night In Munich (1999)
- Оскар Питерсон и Диззи Гиллеспи (1978)
- Трио Оскара Питерсона (1981)
- Трио Оскара Питерсона. Концерт в Париже 5 октября 1978 года (1981)
-
Оскар Питерсон и Каунт Бэйси (1981)
Из интересного: Оскар Питерсон о Тедди Уилсоне
Я был юнцом, мучительно искавшим себя в музыке, поэтому с радостью открыл для себя Тедди Уилсона, словно увидел свет маяка среди шторма. Мастерство этого человека было невероятным. Он обращался с инструментом так, словно воплощал в жизнь все сказанное мне некогда профессором Лу Гупером. Тедди обладал таким колоссальным талантом, что даже когда он исполнял неизвестные мне мелодии и импровизировал, у меня появлялось чувство, что я их прекрасно знаю.
Когда он играл, я ощущал, как его любовь к инструменту пронизывает каждую фразу и пассаж, как его безупречная техника придает кристально чистый звук всему, что он играет. Он умел так лихо свинговать, что эта пульсация почти полностью захватывала слушателя. А в других случаях он мог с такой нежностью исполнить тему, что каждая нота в ней становилась похожа на капельку дождя.
джазовое видео:
Oscar Peterson Trio - "A Gal In Gallico"
1958
- Oscar Peterson - piano
- Ray Brown - bass
- Herb Ellis - guitar
Несколько имен из нашей энциклопедии
(просто нажмите на фотографию)
слушать джаз на этой странице:- Oscar Peterson 1971 Dream Of You
Это большое и нужное дело... я всегда восхищался тем, как бережно американцы относятся к своей культуре! Отреставрированы все записи, собраны все мемуары, не потерялся ни один исполнитель...
Вы делаете неоценимый труд и для наших современников и для будущих поколений россиян!
В. Киселев (Москва)
|
Спасибо В. Фейертагу ...Очень благодарен Вам (и все дальневосточные музыканты) за включение наших имен в справочник "Джаз в России". Очень рад! А за молодых ребят ОСОБЕННО!
Теперь их вся РОССИЯ сможет узнать. ... Мы и далее будем стараться повышать своё мастерство, воспитывать молодежь, укреплять позиции ДВ джаза. В. Захаров, (Хабаровск)
|
Интересное:
Из обсуждений в сети: ... книжка вышла у Оскара Питерсона очень добрая, веселая и романтичная. Хотя жизнь этого музыканта напоминала полосу препятствий, которые приходилось преодолевать с боем. В эпилоге Питерсон замечает, что «для многих музыкантов и артистов самое трудное в творчестве – управлять своими личными чувствами, а порой даже подавлять их». Сам Питерсон, видимо, легко справляется со своими повседневными настроениями, чтобы потом они фонтаном эмоций выплеснулись в его гениальной игре на рояле.
узнать больше и купить эту книгу
Из книги История джазового исполнительства в России
Вокально-инструментальный оркестр под руководством Юрия Сергеевича Саульского (1928-2005) не случайно дебютировал на втором ленинградском джазовом фестивале. Этим выступлением (апрель 1966), как и первыми концертами в Московском театре эстрады, оркестр сразу же заявил о своем намерении серьезно пропагандировать джаз. И, действительно, после оркестра Олега Лундстрема ни один столичный коллектив не предлагал публике такого количества инструментальных пьес в одном концерте. «Джаз еще пасынок на эстраде, – писал Саульский, – А ведь настоящая джазовая музыка требует филармонической пропаганды, безусловно лишенной, прежде всего, всех компонентов обычной эстрады. Нужно приучиться слушать музыку без ее оправдания. Настоящий джаз должен существовать наряду с эстрадной, популярной легкой музыкой, – это доказывать излишне. Но джазовая музыка должна пропагандироваться столь же серьезно, как камерная, и столь же широко, как эстрадная». Коллектив был необычен: помимо традиционных оркестровых секций (трубы, тромбоны, саксофоны, ритм-группа) в нем использовался вокальный октет в роли инструментальной группы. Применяя вокально-слоговое пение (скэт), вокалисты исполняли риффы, короткие мелодико-ритмические формулы, во время импровизаций инструменталистов или же создавали гармонический фон.
книги и ноты на нашем сайте:
просто щекните мышкой по обложке