
BASIE Count
Пианист, аранжировщик, руководитель биг-бэнда, ставшего образцом "горячего" негритянского свинга. В Европе и России трудно найти биг-бэнд, который избежал бы влияния этого знаменитого коллектива.Каунт Бэйси
William Count Basie
21.08.1904, Рэд Банк, шт. Нью-Йорк
26.04.1984, Лос-Анджелес
Мать-пианистка дала маленькому Уильяму первые уроки музыки. В школе играл на ударных инструментах. Юношей участвует в роли пианиста в оркестре Элмера Сноудена. Был в восторге от игры Фэтса Уоллера, ходил за ним буквально по пятам. Время от времени гастролировал по Соединенным Штатам сводевильными труппами и в 1927 после распада одной из них задержался в Канзас-сити. Устроился тапером в кинотеатр, причем настолько хорошо импровизировал, сопровождая немые фильмы, что часть публики ходила "на пианиста", а не на кинофильмы.
В 1928 начал играть в местном бэнде Уолтера Пэйджа Blue Devils («самый счастливый оркестр, в котором я когда-либо играл», скажет он впоследствии), в 1930 перешел в оркестр Бенни Моутена, а в 1936, после его смерти, собрал из музыкантов бэнда новый состав, вскоре ставший городской достопримечательностью.
В 1936 оркестр случайно услышал продюсер Джон Хэммонд, который помог бэнду приехать в Нью-Йорк. В 1938 бэнд уже считался лучшим негритянским свинговым коллективом. В отличие от других оркестров, в которых было всего 23 импровизирующих солиста, в бэнде Бэйси почти все музыканты были выдающимися джазменами. Это позволяло весьма своеобразно насыщать репертуар быстрыми пьесами, основанными на гармонической схеме блюза, и почти «на ходу» сочинять риффы (короткие повторяющиеся на протяжении всей пьесы мелодико-ритмические построения), поддерживающие темпераментных импровизаторов.
В конце 30-х годов в оркестре играли саксофонисты Лестер Янг, Хершелл Эванс, Эрл Уоррен, трубачи Бак Клэйтон, Харри Суитс Эдисон, тромбонисты Бенни Мортон, Дикки Уэллс, пел вокалист Джимми Рашинг. К тому же сложилась уникальная ритм-группа (вскоре признанная лучшей в Америке), в которую вошли контрабасист Уолтер Пэйдж, барабанщик Джо Джонс, ритм-гитарист Фредди Грин и сам Бэйси.
В 1939 Бэйси организовал внутри оркестра ансамбль солистов септет Kansas City Seven и в том же году впервые выступил в Карнеги-холле. К этому времени были созданы хиты Jive At Five (тема Харри Суитса Эдисона), баллада Blue And Sentimental, быстрый блюз Swingin The Blues (обе темы К. Бэйси) и прежде всего One OClock Jump (Бэйси). В 40-е годы в оркестр пришли саксофонисты Бадди Тэйт, Дон Байес, Лаки Томпсон, Иллинойс Джеккет, трубач Джо Ньюмен, тромбонисты Вик Диккенсон, Джей Джей Джонсон, вокалистка Хелен Хьюмс. К 1944 году было продано более трех миллионов пластинок бэнда, однако через несколько лет (в 1947) оркестр пришлось распустить. В течение четырех лет Бэйси записывался и выступал только с септетом.
Новый оркестр удалось собрать в 1951, и через год пришла поддержка от антрепризы Нормана Грэнца Jazz At The Philharmonic. К 1954 бэнд вновь завоевал ведущие позиции в американском джазе. Аранжировщики Нил Хефти, Фрэнк Фостер, Эрни Уилкинс разработали так называемый «перкуссивный метод», построенный на резких динамических контрастах и на мощной игре ударных, подчеркивающих все акценты мелодической линии и заполняющих все паузы.
Самая удачная пластинка этого периода Mr. Atomic Basie (1957) с хитами Нила Хефти Splanky Blues, Lil Darlin, Cute и Duet. Успеху бэнда в 1954-61 способствовал также темпераментный блюзовый вокалист Джо Уильямс (лучшая пластинка Count Basie Swings Joe Williams Sings, 1955, главный хит Every Day).
После 1954 оркестр регулярно выезжал на гастроли в Европу, выступая с концертами в самых престижных залах и участвуя в крупнейших фестивалях. В Америке стал первым негритянским составом, получившим трехмесячный ангажемент в отеле Walldorf Astoria. В 60-е годы ряд аранжировок и композиций Фрэнка Фостера, Куинси Джонса, Тэда Джонса и Сэмми Нистико принесли новый успех оркестру. Хиты десятилетия: Shiny Stockins (Фостер), Mattnik, Meet B. B. (Куинси Джонс).
Состав в середине 60-х:
- трубачи: Снуки Янг, Тэд Джонс, Сонни Кон, Ленни Джонсон
- тромбонисты: Квентин Джексон, Гроувер Митчелл, Генри Кукер, Бенни Пауэлл
- саксофонисты: Маршалл Ройал, Фрэнк Уэсс, Фрэнк Фостер, Бад Джонсон, Чарли Фалкс
- неизменный гитарист Фредди Грин,
- контрабасист Эдди Джонс,
- барабанщик Сонни Пэйн.
- с оркестром выступали: Элла Фицджеральд, Фрэнк Синатра, Тони Беннетт, Билли Экстайн.
В 70-е годы состав оркестра постепенно обновлялся (появлялись и белые музыканты), но броский и мощный стиль оставался неизменным. В последнее десятилетие Бэйси получил массу наград, стал почетным доктором в нескольких университетах. В конце жизни не мог ходить и выезжал на сцену в инвалидной коляске, но оставался оптимистом и сохранял поразительное чувство юмора.
После смерти Бэйси оркестром, носящим его имя, руководили: Эрик Диксон, Аарон Вудворт (сын Бэйси), в 1985-86 Тэд Джонс, в 1987-94 Фрэнк Фостер. После того как Фостер попытался своими новыми аранжировками немного модернизировать звучание оркестра, решено было пригласить на должность руководителя тромбониста Гроувера Митчелла. В конце последнего десятилетия ХХ века биг-бэнд с названием Оркестр Каунта Бэйси демонстрировал свое знаменитое звучание 50-60-х годов. В 1995 оркестр выступал в Сочи на международном джазовом фестивале "Черное море", затем дал по одному концерту в Краснодаре и Москве.
В Европе и России трудно найти биг-бэнд, который избежал бы влияния этого знаменитого коллектива.
Записи:

- Basies Basement (1929)
- Jive At Five (1932)
- Super Chief (1936)
- On The Upbeat (1937)
- Rock-A-Bye Basie, vol.2 (1938)
- Blues By Basie (1939)
- Count Basie: The Orchestra And The Octet (1946)
- Count Basie At The Piano (1950)
- Count Basie And His Orchestra Collates (1952)
- Sixteen Men Swinging (1953)
- Basie Jazz (1954)
- Rock The Blues (1955)
- Count Basie in London (1956)
- Live in Basel (1956)
- The Count (1956)
- The Swinging Count (1956)
- The Band Of Distinction (1956)
- Basie Roars Again! Basie Rides Again! (1956)
- Basie Bash (1956)
- Switzerland 1956 (1956)
- Count Basie At Newport (1957)
- The Atomic Mr.Basie (1957)
- Basie Plays Hefti (1958)
- One More Time (1959)
- Count Baisie In Kansas City. 1929-32 (1959)
- The Count Basie Story (1961)
- On My Way And Shouting Again (1963)
- The Best Of Count Basie (1963)
- The World Of Count Basie. 3 LP (1964)
- The Essential Count Basie. Vol. 1-3 (1987-88)
- The Best Of Count Basie. 1937-39 (1992)
- The Complete Atomic Basie (1994)
- The Complete Roulette Studio Count Basie. 10 CD (1995)
- Big Band Basie (1995)
- Live In France (1995)
- It Had To Be You (1996)
- Swingin' Machine: Live (1996)
- Live At Manchester Craftsmens Guild (1996)
- Pop Classics (1996)
- One OClock Jump (1996)
- Unbeatable Basie Beat (1996)
- Jazz Hour With Count Basie, vol.2: Jumpin' (1996)
- MakinWhoopee (Collectors Edition) (1996)
- Count Basie/Sarah Vaughan (Capitol) (1996)
- Count Basie and the Kansas City 7. 1962 (1996)
- Count Basie Live! 1938 At The Famous Door NYC (1997)
- At The Royal Roost NY 1948 (live) (1997)
- Count Basie Encounters Oscar Peterson (1998)
- Live At The Sands (1998)
- Paris Jazz Concert 1972 (live) (1998)
- Swing Shift (1999)
- Cafe Society Uptown 1941 (2000)
- Live in Stockholm (2000)
- Count On The Coast, vol.3 (2000)
- Count Basie Live (2000)
- At Birdland Summer 1952 (live) (2001)
- Olympia: Live 5-62 (2001)
- Palais De Chaillot 3-29-60: Live (2001)
- SwinginAt The Chatterbox: 1937 (live) (2001)
- Breakfast Dance And Barbecue (2001)
- Семеро из Канзас-сити (1978)
- Оскар Питерсон и Каунт Бэйси (1981)
- 14 золотых мелодий (1983, 2 пластинки)
- Когда садится солнце (1985)
Музыкальная визитка
Count Basie and the Kansas City 7 1962 Oh, Lady Be Good
В качестве музыкальной визитки мы взяли стандарт Oh, Lady Be Good в исполнении септета Каунта Бэйси с альбома 1962 года Count Basie and the Kansas City 7.
Этот релиз, вышедший после реконструкции в 1996 году, представляет Каунта Бэйси в контексте маленькой группы. Здесь Каунт разрешает себе больше свободы, чем со своим биг-бэндом. И, кажется, наслаждается работой своих партнеров. Проект Count Basie and the Kansas City 7 был записан в Нью-Джерси всего за два дня, 21-22 марта 1962 года, однако имеет серьезную предысторию:
В октябре 1936, на пути из Канзас-Сити в Нью-Йорк, Каунт Бэйси вошел в Чикагскую студию с квинтетом и сделал запись, (в числе прочих тогда были записаны версии представленных здесь песен "Oh, Lady Be Good" и "Shoe Shine Boy"). Спустя три года, когда уже возникла идея записи "Семерых из Канзас-Сити", Каунт сделал запись с другой маленькой секцией своего оркестра. Эти музыканты сейчас всемирно известны: Доллар Клейтон, Дикки Уэллс, Лестер Янг, Фредди Грин, Уолтер Пэйдж, Джо Джонс... Третья сессия состоялась уже в 1944, (с Рэнди Ричардсоном вместо Уолтера Пэйджа), однако затем проект вновь был заморожен... Лишь 18 лет спустя, в марте 1962, Count Basie возродил проект "Канзас-Сити Семь" вновь.
Время внесло большие изменения, они отразились и в музыке и в составе группы, но основная идея осталась неизменной - прямой, несложный, но очень красивый и теплый джаз. В 1996 году запись была реконструирована и выпущена.
Состав "Kansas City 7" на время записи альбома:
- Тэд Джонс (Thad Jones) - труба
- Фрэнк Вэсс (Frank Wess) - флейта, альт-флейта
- Фрэнк Фостер (Frank Foster) - тенор-саксофон, кларнет
- Эрик Диксон (Eric Dixon) - тенор-саксофон, кларнет, флейта
- Эдди Джонс (Eddie Jones) - басс
- Сонни Пэйн (Sonny Payne) - ударные
читать дальше и слушать альбом
джазовое видео
Count Basie Quartet: I don't Know
May 1968
- Count Basie (piano),
- Freddie Green (guitar),
- Norman Keenan (bass),
- Sonny Payne (drums)
Несколько имен из нашей энциклопедии
(просто нажмите на фотографию)

- Count Basie 1962 Oh, Lady Be Good
Это большое и нужное дело... я всегда восхищался тем, как бережно американцы относятся к своей культуре! Отреставрированы все записи, собраны все мемуары, не потерялся ни один исполнитель...
Вы делаете неоценимый труд и для наших современников и для будущих поколений россиян!
В. Киселев (Москва)
|
Спасибо В. Фейертагу ...Очень благодарен Вам (и все дальневосточные музыканты) за включение наших имен в справочник "Джаз в России". Очень рад! А за молодых ребят ОСОБЕННО!
Теперь их вся РОССИЯ сможет узнать. ... Мы и далее будем стараться повышать своё мастерство, воспитывать молодежь, укреплять позиции ДВ джаза. В. Захаров, (Хабаровск)
|
Интересное:
Из обсуждений в сети: ... книжка вышла у Оскара Питерсона очень добрая, веселая и романтичная. Хотя жизнь этого музыканта напоминала полосу препятствий, которые приходилось преодолевать с боем. В эпилоге Питерсон замечает, что «для многих музыкантов и артистов самое трудное в творчестве – управлять своими личными чувствами, а порой даже подавлять их». Сам Питерсон, видимо, легко справляется со своими повседневными настроениями, чтобы потом они фонтаном эмоций выплеснулись в его гениальной игре на рояле.
узнать больше и купить эту книгу
Из книги История джазового исполнительства в России
Вокально-инструментальный оркестр под руководством Юрия Сергеевича Саульского (1928-2005) не случайно дебютировал на втором ленинградском джазовом фестивале. Этим выступлением (апрель 1966), как и первыми концертами в Московском театре эстрады, оркестр сразу же заявил о своем намерении серьезно пропагандировать джаз. И, действительно, после оркестра Олега Лундстрема ни один столичный коллектив не предлагал публике такого количества инструментальных пьес в одном концерте. «Джаз еще пасынок на эстраде, – писал Саульский, – А ведь настоящая джазовая музыка требует филармонической пропаганды, безусловно лишенной, прежде всего, всех компонентов обычной эстрады. Нужно приучиться слушать музыку без ее оправдания. Настоящий джаз должен существовать наряду с эстрадной, популярной легкой музыкой, – это доказывать излишне. Но джазовая музыка должна пропагандироваться столь же серьезно, как камерная, и столь же широко, как эстрадная». Коллектив был необычен: помимо традиционных оркестровых секций (трубы, тромбоны, саксофоны, ритм-группа) в нем использовался вокальный октет в роли инструментальной группы. Применяя вокально-слоговое пение (скэт), вокалисты исполняли риффы, короткие мелодико-ритмические формулы, во время импровизаций инструменталистов или же создавали гармонический фон.
книги и ноты на нашем сайте:
просто щекните мышкой по обложке