Войдите или зарегистрируйтесь.

Войти

Логин
Пароль

Регистрация

Логин
Пароль
Повторите пароль
Ваше имя
Ваш e-mail
Что?
Где?
Почем?
ХОЧУ!

Джазовая энциклопедия
джазовые сайты

радио джаз слушать

джазовые книги

сколько стоит доставка?

реклама на сайте
RSS


Подпишитесь на наши новости:


PARKER Maceo


PARKER Evan

Реклама:

ПЕЧАТЬ КНИГ ПО ТРЕБОВАНИЮ
(Book On Demand)
– способ печати книг по мере необходимости и малыми тиражами.
От одного экземпляра. С выплатой автору гонорара.
подробнее

Рекомендуем


Фейертаг В.
История джазового исполнительства в России
Купить Фейертаг В. История джазового исполнительства в России
380.00 руб.


учебный DVD курс по импровизации
Импровизировать может каждый
Купить учебный DVD курс по импровизации Импровизировать может каждый
2980.00 руб.


Саймон Д.
Гленн Миллер и его оркестр
Купить Саймон Д. Гленн Миллер и его оркестр
290.00 руб.


Фейертаг В.
Джаз. Энциклопедический справочник
Купить Фейертаг В. Джаз. Энциклопедический справочник
990.00 руб.



БАРБАН Ефим

Ведущий теоретик джаза, журналист, джазовый критик, лектор. В своих работах использует междисциплинарный (в основном, культурологический) метод исследования, разрабатывает эстетику и философию джаза, проблемы импровизации и слушательского восприятия.

Ефим Семенович БАРБАН


21.01.1935, Москва

Ефим Барбан, биографияВ 1964 окончил филологический факультет Ленинградского университета. В 1958 вошел в первый ленинградский джаз-клуб «Д-58» и стал самым информированным и авторитетным лектором по современному джазу.

В дальнейшем выступал в джаз-клубе «Квадрат», организовал выпуск самиздатовского одноименного журнала (1966-84), входил в жюри фестивалей и конкурсов. В 1979 основал «Клуб современной музыки». Участвовал в самых известных симпозиумах и конференциях (Таллинн, Новосибирск).

В 1984 эмигрировал в Лондон. С 1985 сотрудник русской службы Би-би-си, под псевдонимом Джеральд Вуд вел программы «Музыкальная студия» (1987-97) и «Джаз-клуб» (1997-2007). С 2005 лондонский корреспондент газеты «Московские новости».

Автор книг «Черная музыка, белая свобода» (2002, была написана в 1977 и стала популярна в виде рукописи), «Джазовые портреты»(2006 и 2010), «Джазовые диалоги» (2006), «Контакты» (2006), «Джазовые опыты» (2006).

 

 

 


джаз в россии  купить   
          энциклопедическая справка подготовлена по книге:
         (с) Все права защищены. Правила использования материала
письмо в Инфо-Джаз

                                           Есть что добавить? Просто напишите нам:

 



ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ:

отрывок из книги Юрия Верменича "Мои друзья - джазфэны"


<...> Сам же Ефим, кроме статей и рецензий, в течение пяти лет писал свою книгу. Это была его собственная "нетленка", ныне известная всем "Черная музыка, белая свобода", посвящённая восприятию нового джаза, которую он закончил в 1977 г. Профессиональные джазмены, ознакомившись с его работой, отмечали прежде всего то, что она написана не-музыкантом, судя по содержащимся в ней техническим огрехам, тогда как средний любитель джаза (даже авангардного) вообще с трудом мог постичь эту книгу, ибо её необходимо было перевести на нормальный русский язык, освободив от подчёркнуто наукообразной терминологии, или приложить к ней словарь. По существу, сей труд адресовался лишь немногим нашим эстетам и фри-джазовым музыкантам, разделявшим точку зрения Барбана, которых к 1982 году, по словам самого Ефима (во время выступления на конференции в Риге), в стране насчитывалось всего около 40 человек, а уж ему лучше было знать.

Однако, среди его апологетов "Черная музыка" имела большой резонанс. Они считали её настоящим открытием, своей настольной книгой, новым словом в новом джазе, указывали на оригинальную методику исследования этого явления, подчёркивали особенность аналитического мышления, глубину интеллекта и огромную эрудицию автора. При этом они не замечали, что он сплошь и рядом вводит собственные критерии, ничем не подтверждённые, кроме ссылок на известные источники, или даже свои субъективные дефиниции, замаскированные под общеизвестные аксиомы с помощью того же труднодоступного языка в виде латинских транслитераций. Понятийный аппарат в целом был крайне громоздок и усложнён. Далеко не глупый человек. <...>

джаз  читать дальше

 

отрывок из книги Сабирджана Курмаева "По джазовым ступенькам"

<...> Мое знакомство с Ефимом Барбаном вышло неудачным. Теперь, спустя многие годы, видно, что он был центральной фигурой в становлении нашего нового джаза. Время проходит незаметно, и ныне, когда новый джаз исподволь стал популярным, упоминание о Барбане в кругу молодых адептов звучит как прикосновение к легенде. Он был не слишком общительным и контакты с людьми трактовал как свою миссию проводить вглубь идеи авангарда.

Коллеги Барбана по ленинградскому джаз-клубу с трудом находили с ним общий язык. Фейертаг мне говорил, что типичное впечатление среднего слушателя на выступление Барбана было такое: "Все это малопонятно, но каким образом эта сволочь получила такие пластинки и литературу?". Экстремист традиции в джазе Сергей Мелещенко считал Барбана и его единомышленника Леонида Фейгина попросту шарлатанами.

За пределами Ленинграда Барбан стал известен вначале заочно по бюллетеню джаз-клуба с одноименным названием "Квадрат". Бюллетень по названию, а по сути альманах, делался Барбаном от корки до корки. Он подбирал в него материалы и на 70% писал их сам. Отсюда своеобразие "Квадратов", их проблематика и язык. Непосвященный испытывал сильное воздействие мира новых идей и либо становился их сторонником, либо возмущался непривычностью непонятных средств выражения. Моя реакция была смесью этих двух составляющих.

Меня раздражала вычурность языка: употребление обычных слов в особом "барбановском" значении, частые кальки и транслитерации с иностранных языков, особенно с английского, ряды однородных слов – прилагательных, существительных, которые, вероятно, должны были по мысли автора добавлять оттенки значений. Мне хотелось разобраться в дебрях, продраться через словесные нагромождения к однозначному смыслу, проделать с текстом операции вроде решения системы дифференциальных уравнений. Не я один испытывал подобные устремления. Кто-то окрестил его словечки "барбанизмами", а способ подачи материала "барбанизацией". Гера Бахчиев собирался ... перевести на русский язык основной труд Барбана "Черная музыка, белая свобода". <...>

 


 

Ефим Барбан

РЕЧЬ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ПРЕМИИ АНДРЕЯ БЕЛОГО (1982)

 

Попробую связать имя и творчество Андрея Белого с новым джазом. Мои скромные писания в этой области связаны не только с джазом, тем джазом, который сегодня, в отличие от легкого джаза 50-х годов, представляет собой новое явление, справедливее будет сказать, что мои скромные усилия в музыкальной критике связаны с более широким диапазоном культурного процесса.

Общеизвестна универсальность творчества Андрея Белого – философская, литературная, идейная, да и музыкальная тоже. Известно, что сам А. Белый стремился к универсальной культуре, будучи глубоким критиком, несравненным поэтом, черпавшим именно в музыке истоки и – возможно – формы своего творчества. Он писал, что представляет себе музыку основным тоном, а остальные искусства – обертонами. В конце своего пути говорил, что поэзию для него – звукотворчество. Ему казалось, что в звучании слова, в фонологическом ряду больше смысла, чем в семантике. Его попытки соединить в слове философское и поэтическое делают его предтечей мыслителей ХХ столетия, постигающих действительность с помощью художественного видения. Переход на истолкование реальности с поэтических позиций был для А. Белого естественным мостом к музыке сегодняшнего дня.

Вот почему мне представляет естественным связать Андрея Белого с современным новым джазом. Новый джаз – эстетическая лаборатория, в которой проходят глубинные исследования и, возможно, не тотчас заметные изменения в человеческой личности, которые определяют сегодня лик нашего мира. В будущем, и я в этом убежден, новый джаз станет неким зародышем европейской музыкальной культуры, синтезирующей и «черный» джаз, и «белый», и все нынешние музыкальные эксперименты. Эта тенденция к объединению, тенденция к созданию единой европейской музыкальной культуры наблюдается живо и явственно, и здесь лежит тонкая, но прочная связь с мыслями и надеждами, с мыслями и творчеством Андрея Белого.

 

 

ЕФИМ БАРБАН: "НАШ ЧЕЛОВЕК В ЛОНДОНЕ" ИЛИ ИХ "ЧЕЛОВЕК В МОСКВЕ"

отрывок из материала.
автор: Геннадий Сахаров;
полностью опубликовано: журнал "Полный джаз", выпуск 3, 2003 г.


Е. Барбан и семья Колтрейнов<...> С середины 80-х годов Ефим Барбан живет в Лондоне, где, несмотря на высокую европейскую репутацию джазового эксперта, ему понадобилось почти 10 лет, чтобы найти достойную работу – музыкального редактора в радиокомпании Би-Би-Си (под псевдонимом Джеральд Вуд). Причина тому – не только в высоких интеллектуальных запросах моего старого приятеля, но, прежде всего, в его собственной достаточно радикальной художественной позиции и нонконформистском сознании, которые он перевез в Англию из Советского Союза, – качества эти, как оказалось, плохо уживаются с... капиталистическим рынком.

Мой дополнительный интерес к британскому перевоплощению автора "Черной музыки" неизменно подогревали его регулярные публикации в одном из лучших российских периодических изданий – газете "Московские новости". Согласно рейтингу 2001 года, они были отмечены как наиболее интересные и содержательные среди материалов иностранных корреспондентов. В них я неизменно узнавал того самого питерского Барбана, который в значительной мере повлиял на мое художественное мировоззрение. <...>

Я, к сожалению, мало знаю о твоей британской одиссее. Что произошло после твоего переезда в Лондон?

– Да ничего не произошло. Ко мне в Питер приезжал мой английский приятель Фрэнк Уильямс, который был главой тематических программ Русской службы Би-Би-Си. Мы с ним очень часто обсуждали разного рода проекты, он даже перевел несколько глав из моей "Черной музыки" для каких-то публикаций. Так что я в принципе уезжал из Питера работать на Би-Би-Си и уже знал, что буду там служить. В то время Би-Би-Си еще глушили, музыкальных программ особых не было, их бессмысленно было передавать в такой ситуации, поэтому я оказался на "общих" работах: занимался новостями, политикой, экономикой - всем, чем угодно. Этим и кормился. В России я не сотрудничал с прессой, а там это стало единственной возможностью как-то оказаться на плаву, применяя свой русский язык, и таким образом как-то зарабатывать деньги. Хотя, в принципе, я писал и по-английски... Проблем с английским языком у меня не было, но я предпочитал по понятным причинам работать в русскоязычном офисе.

Значит, сначала ты работал в качестве журналиста-публициста, а затем начались твои джазовые программы. Каким образом?

– В 87-м году кончилось глушение, Горбачев решил сделать Россию более открытым обществом, ну, и естественно, у начальства возникла идея музыкальных программ. Возникла она не потому, что они очень любят музыку, а потому, что это наиболее дешевый способ заполнять эфир. Так как Фейгин вел уже одну джазовую программу, посвященную в основном авангардному джазу, то, естественно, вторую никто открывать не собирался, и мне предложили делать программу, связанную уже с академической музыкальной традицией, с академической музыкой, с классической музыкой. Я и вел ее десять лет, а в 97-м году она почила в бозе довольно естественным образом, потому что не может же программа существовать тысячу лет, у всего есть свой конец. Поводом для того, чтобы ее закрыть и открыть джазовую программу, послужили контракты Би-Би-Си с "Радио России", которое предложило делать музыкальные программы, видимо, более доступные для слушателей...

Ну, еще и потому, что в России с какого-то времени началась мода на джаз.

– Может быть, началась мода. Хотя мода, по-моему, так и не началась, но тем не менее, на джаз здесь, в России, смотрят как на музыку достаточно серьезную, если не архаическую, несмотря на какой-то джазовый бум, фестивали... И все-таки, она остается для очень многих людей этакой музейной музыкой. Широкая публика, допустим, процентов пять, по-прежнему слушает классическую музыку, а остальная часть – эстраду, поп-музыку или что-нибудь другое... Я думаю, что у джаза аудитория во всех странах крайне узкая.

Но сейчас в связи с явной тенденцией к ориентации на классический джаз все большая часть публики начинает слушать джазовую классику, современный мэйнстрим.

– Я думаю, что пристрастие публики к явлениям, связанным с постмодерном, с постмодернизмом, уже заканчивается, и вообще постмодернизм уходит потихоньку в песок, поскольку это вторичное, эпигонское и эклектичное явление, и на смену ему, в оппозицию к нему, естественно выходит ретро-стиль. Постмодернизм в значительной степени оппонировал такой музыке. И вот такие ретро ценности, возможно, некоторое время, лет так семь-восемь, будут занимать публику, и музыканты, которые играют такую музыку, будут этим кормиться, потому что из-за довольно долгого периода развития авангарда, а потом уже модернистского поставангарда, публика вообще отвыкла от классической традиционной формы. И сейчас эти ценности новому поколению кажутся свежими.
В моих представлениях о музыке тоже происходили постепенные изменения. Если, скажем, в семидесятые годы я практически не слушал старый джаз, традиционный джаз, где мне не хватало негативной энергетики, которая существует в новом джазе, то сейчас я вполне все это слушаю, нахожу в нем определенные ценности.

Какие же?

– Фундаментальные человеческие ценности. Эта музыка в значительной степени обладает высокой эмоциональностью, не меньшей, чем, допустим, русский романс, который вызывает достаточно глубокие чувства у людей, укорененных в русской культуре. Хотя, в принципе, романсы – легкая музыка, она не претендует на глубокое содержание, а уж тексты до того пошлые, что читать их просто невозможно в отрыве от музыки, как, скажем, и тексты Высоцкого, но, тем не менее, в этой музыке есть достаточно серьезное и глубокое гуманистическое содержание. Она обладает значительной эмоциональной содержательностью. И потом она несет в себе те признаки, которых лишена современная поп-культура, главный минус которой, на мой взгляд, заключается в том, что она делает акцент на оргиастическом состоянии, минуя то, что я назвал бы человеческой сентиментальностью. Это не очень точное выражение тех ценностей, что эта музыка несет, но, тем не менее... И, в конце концов, все связано еще с определенным мирочувствованием. Когда я говорил о возрастной психологии, то имел в виду, что после какого-то определенного жизненного этапа у человека появляется уже другая настроенность жизни. Поэтому музыка, которая соответствует, допустим, молодежному противостоянию, на этом этапе уже как-то плохо воспринимается. Если говорить о джазе, то он несет в себе такие же гуманистические ценности, как и музыка академической традиции, уступая ей в философской глубине, но, тем не менее, в эмоциональном отношении она представляет широкий диапазон разного рода человеческих состояний, которые могут реально волновать человека в его жизни.

В твоих музыкальных, джазовых программах тоже произошла определенная содержательная эволюция от достаточно радикальной музыки до самого традиционного мэйнстрима.

– От меня это никак не зависело, это был официальный заказ. Поскольку все эти программы с самого начала ретранслировались в России, мне было предложено не заниматься авангардом. Они настаивали на том, чтобы это был обязательно мэйнстрим, чтобы был классический джаз.

 

 


 

НЕСКОЛЬКО ИМЕН ИЗ НАШЕЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ:

(просто нажмите на фотографию)


Агранович Виктор Алексей Круглов ЗУБОВ Валентин, джаз Туров Владимир, джаз
ДВОСКИН ВикторГаврилов ИгорьКуль Михаил, биографияМихаил Царев



Это большое и нужное дело

... я всегда восхищался тем, как бережно американцы относятся к своей культуре! Отреставрированы все записи, собраны все мемуары, не потерялся ни один исполнитель...
Вы делаете неоценимый труд и для наших современников и для будущих поколений россиян!
В. Киселев (Москва)

Спасибо В. Фейертагу ...

Очень благодарен Вам (и все дальневосточные музыканты) за включение наших имен в справочник "Джаз в России". Очень рад! А за молодых ребят ОСОБЕННО!
Теперь их вся РОССИЯ сможет узнать. ... Мы и далее будем стараться повышать своё мастерство, воспитывать молодежь, укреплять позиции ДВ джаза.
В. Захаров, (Хабаровск)


Интересное:

Питерсон О. "Джазовая Одиссея. Автобиография"Из обсуждений в сети: ... книжка вышла у Оскара Питерсона очень добрая, веселая и романтичная. Хотя жизнь этого музыканта напоминала полосу препятствий, которые приходилось преодолевать с боем. В эпилоге Питерсон замечает, что «для многих музыкантов и артистов самое трудное в творчестве – управлять своими личными чувствами, а порой даже подавлять их». Сам Питерсон, видимо, легко справляется со своими повседневными настроениями, чтобы потом они фонтаном эмоций выплеснулись в его гениальной игре на рояле.

 узнать больше и купить эту книгу

 

 

 

Из книги История джазового исполнительства в России

ВИО Юрия Саульского

Вокально-инструментальный оркестр под руководством Юрия Сергеевича Саульского (1928-2005) не случайно дебютировал на втором ленинградском джазовом фестивале. Этим выступлением (апрель 1966), как и первыми концертами в Московском театре эстрады, оркестр сразу же заявил о своем намерении серьезно пропагандировать джаз. И, действительно, после оркестра Олега Лундстрема ни один столичный коллектив не предлагал публике такого количества инструментальных пьес в одном концерте. «Джаз еще пасынок на эстраде, – писал Саульский, – А ведь настоящая джазовая музыка требует филармонической пропаганды, безусловно лишенной, прежде всего, всех компонентов обычной эстрады. Нужно приучиться слушать музыку без ее оправдания. Настоящий джаз должен существовать наряду с эстрадной, популярной легкой музыкой, – это доказывать излишне. Но джазовая музыка должна пропагандироваться столь же серьезно, как камерная, и столь же широко, как эстрадная». Коллектив был необычен: помимо традиционных оркестровых секций (трубы, тромбоны, саксофоны, ритм-группа) в нем использовался вокальный октет в роли инструментальной группы. Применяя вокально-слоговое пение (скэт), вокалисты исполняли риффы, короткие мелодико-ритмические формулы, во время импровизаций инструменталистов или же создавали гармонический фон.

 читать дальше

 


 

книги и ноты на нашем сайте:

просто щекните мышкой по обложке

ДЖАЗ В РОССИИ. Краткий энциклопедический справочникОскар Питерсон ДЖАЗОВАЯ ОДИССЕЯ АВТОБИОГРАФИЯИстория джазового исполнительства в РоссииВ. Фейертаг Джаз. Энциклопедический справочникД. Саймон  Гленн Миллер и его оркестрКулль М. "Ступени восхождения"Пономарев Валерий На обратной стороне звукаВеликие люди джазаС. Тепляков Дюк Эллингтон. Путеводитель для слушателякнига Рейзнер  ПТАШКА. ЛЕГЕНДА О ЧАРЛИ ПАРКЕРЕНэт Шапиро, Нэт Хентофф Послушай, что я тебе расскажу... История джаза, рассказанная людьми, которые ее создавали Д. Джоэлл Герцог. Портрет Дюка ЭллингтонаЮ. Верменич   ДЖАЗ. История. Стили. МастераБарбан Ефим ЧЕРНАЯ МУЗЫКА, БЕЛАЯ СВОБОДАЕ. Барбан Контакты. Собрание интервьюБарбан Джазовые опытыЕ. Барбан Джазовые диалогиМыльникова Е. Пентатоника в Jazzовой импровизацииДжазовый вокал: практическое пособие для начинающихУчебный видео курс по импровизации Импровизировать может каждый

джазовые книги


Джазовый проект
издательства СКИФИЯ
Джазовый проект издательства СКИФИЯ
интернет-магазин нот, Калинина рабочая тетрадь, ноты для фортепиано Яндекс.Метрика издать книгу
джаз mp3
бесплатно
РЕКЛАМНЫЙ ЛИСТ: