
MASEKELA Hugh Ramapolo
Трубач, флюгельгорнист, вокалист. Один из первых африканских музыкантов, добившихся признания в США. В своем творчестве соединяет народные мотивы и ритмы нескольких негритянских общин ЮАР с элементами ритм-энд-блюза, соула и хард-бопа.МАСЕКЕЛА Хью
Hugh Ramapolo Masekela
04.04.1939, Уитбенк, ЮАР
Родители Масекелы владели одной из крупнейших коллекций джазовых пластинок, в 11 лет мальчик посмотрел кинофильм «Человек с трубой» (о судьбе Бикса Байдербека) и решил стать джазовым музыкантом. Уже в 13 лет играл в уличных бэндах и в клубах Йоханнесбурга, вместе с Долларом Брандом организовал группу Jazz Epistels — первый негритянский состав, записавший джазовый альбом в Южной Африке. Первым учителем Масакелы стал пастор Тревор Хадлстоун, ярый противник апартеида, в 1965 высланный из страны. Попав в Америку, Хадлстоун встретился с Луи Армстронгом, рассказал ему о талантливом юноше, после чего Армстронг послал Масекеле в подарок трубу. Однако по политическим причинам оркестр пришлось распустить (по законам ЮАР того времени неграм не разрешено было собираться вместе группам более десяти человек, передвижения по стране были ограничены, контакта со средствами массовой информации не было). Хадлстоун, Джонни Данкуорт и Харри Белафонте помогли Масакеле получить заграничный паспорт и стипендию для учебы в Лондоне и Нью-Йорке. В 1960 Масакела приехал в США и включился в джазовую жизнь Нью-Йорка. Постепенно традиционные ритм-энд-блюз и хард-боп оттеснили африканские мотивы на второй план, и некоторое время Масекела играл в Jazz Messеngers Арта Блэйки. В 1964–66 сотрудничал с южноафриканской вокалист¬кой Мириам Макебой (с 1964 его жена), гастролировал по США, собирая средства в помощь талантливым музыкантам из ЮАР. В 1967 выступил на фестивале в Монтерее (шт. Калифорния), затем два года в основном работал в студии, создал свой лейбл Chisa Records, записал семь альбомов и стал извеcтен благодаря хитам Up Up And Away и Grazin’ In The Grass (было продано четыре миллиона синглов). В 70-е годы вернулся к африканскому фольклору, собрал оркестр Union Of South African Band, выступал в Лондоне (1972) с южноафриканским саксофонистом Дуду Пуркваной, гастролировал в Африке (дольше всего жил и преподавал в Гвинее). В 1979 собрал новый бэнд, вновь приехал в Африку (Зимбабве, Ботсвана), давал шумные и многолюдные концерты-протесты против апартеида (вместе с Мириам Макебой). В 80-е
годы выступал в Англии и США, однако наибольший интерес вызывали его концерты в Южной Африке, куда Масекела вернулся в середине 90-х годов.
ЗАПИСИ
- Jazz Epistels (1959)
- Trumpet Africa (1962)
- The Emancipation Of Hugh Masеkela (1966)
- Hugh Masekela And The Union Of South Africa (1971)
- Home Is Where The Music Is (1972)
- Your Mama Told Me Not To Worry (1974)
- The African Connection (1975)
- Colonial Man (1976)
- Home (1982)
- Waiting For The Rain (1985)
- Liberation (1988)
- Up Toenship (1989)
- Hope (1994)
- Notes Of Life (1996)
- Black To The Future (1997)
Это большое и нужное дело... я всегда восхищался тем, как бережно американцы относятся к своей культуре! Отреставрированы все записи, собраны все мемуары, не потерялся ни один исполнитель...
Вы делаете неоценимый труд и для наших современников и для будущих поколений россиян!
В. Киселев (Москва)
|
Спасибо В. Фейертагу ...Очень благодарен Вам (и все дальневосточные музыканты) за включение наших имен в справочник "Джаз в России". Очень рад! А за молодых ребят ОСОБЕННО!
Теперь их вся РОССИЯ сможет узнать. ... Мы и далее будем стараться повышать своё мастерство, воспитывать молодежь, укреплять позиции ДВ джаза. В. Захаров, (Хабаровск)
|
Интересное:
Из обсуждений в сети: ... книжка вышла у Оскара Питерсона очень добрая, веселая и романтичная. Хотя жизнь этого музыканта напоминала полосу препятствий, которые приходилось преодолевать с боем. В эпилоге Питерсон замечает, что «для многих музыкантов и артистов самое трудное в творчестве – управлять своими личными чувствами, а порой даже подавлять их». Сам Питерсон, видимо, легко справляется со своими повседневными настроениями, чтобы потом они фонтаном эмоций выплеснулись в его гениальной игре на рояле.
узнать больше и купить эту книгу
Из книги История джазового исполнительства в России
Вокально-инструментальный оркестр под руководством Юрия Сергеевича Саульского (1928-2005) не случайно дебютировал на втором ленинградском джазовом фестивале. Этим выступлением (апрель 1966), как и первыми концертами в Московском театре эстрады, оркестр сразу же заявил о своем намерении серьезно пропагандировать джаз. И, действительно, после оркестра Олега Лундстрема ни один столичный коллектив не предлагал публике такого количества инструментальных пьес в одном концерте. «Джаз еще пасынок на эстраде, – писал Саульский, – А ведь настоящая джазовая музыка требует филармонической пропаганды, безусловно лишенной, прежде всего, всех компонентов обычной эстрады. Нужно приучиться слушать музыку без ее оправдания. Настоящий джаз должен существовать наряду с эстрадной, популярной легкой музыкой, – это доказывать излишне. Но джазовая музыка должна пропагандироваться столь же серьезно, как камерная, и столь же широко, как эстрадная». Коллектив был необычен: помимо традиционных оркестровых секций (трубы, тромбоны, саксофоны, ритм-группа) в нем использовался вокальный октет в роли инструментальной группы. Применяя вокально-слоговое пение (скэт), вокалисты исполняли риффы, короткие мелодико-ритмические формулы, во время импровизаций инструменталистов или же создавали гармонический фон.
книги и ноты на нашем сайте:
просто щекните мышкой по обложке