Войдите или зарегистрируйтесь.

Войти

Логин
Пароль

Регистрация

Логин
Пароль
Повторите пароль
Ваше имя
Ваш e-mail


Что?
Где?
Почем?
ХОЧУ!

Джазовая энциклопедия
джазовые сайты

радио джаз слушать

джазовые книги

сколько стоит доставка?

реклама на сайте
RSS


Подпишитесь на наши новости:


PARKER Maceo


PARKER Evan

Реклама:

ПЕЧАТЬ КНИГ ПО ТРЕБОВАНИЮ
(Book On Demand)
– способ печати книг по мере необходимости и малыми тиражами.
От одного экземпляра. С выплатой автору гонорара.
подробнее

Рекомендуем


Фейертаг В.
История джазового исполнительства в России
Купить Фейертаг В. История джазового исполнительства в России
380.00 руб.


учебный DVD курс по импровизации
Импровизировать может каждый
Купить учебный DVD курс по импровизации Импровизировать может каждый
2980.00 руб.


Оскар Питерсон
Джазовая одиссея Автобиография
Купить Оскар Питерсон Джазовая одиссея  Автобиография
980.00 руб.


Фейертаг В.
Джаз. Энциклопедический справочник
Купить Фейертаг В. Джаз. Энциклопедический справочник
1600 руб.



ЦФАСМАН Александр

Пианист, аранжировщик, композитор, дирижeр, руководитель первого профессионального джаз-оркестра в СССР. Заслуженный артист РСФСР (1957).

Александр Наумович ЦФАСМАН

 
14.12.1906, Александровск, (Запорожье), Украина
20.02.1971, Москва

Цфасман АлександрВ 1923 окончил нижегородский музыкальный техникум, играл на ударных инструментах в симфоническом оркестре. В 1930 окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано у Ф.М. Блуменфельда. В 1926 году при кооперативном нотном издательстве АМА (Ассоциация московских авторов) организовал септет «АМА-джаз» -   первый профессиональный джазовый состав (Андрей Романенко -  труба, Анатолий Миловидов - тромбон, Николай Буров и Александр Трахтеров - кларнеты и саксофоны, Николай Поздеев - туба, Иван Бачеев -  ударные, Цфасман - фортепиано).

В 1927-39 оркестр выступал в саду «Эрмитаж» и ресторане «Казино», записал первую отечественную джазовую пластинку (Аллилуйя и Семинола), впервые озвучивал кинофильм и выпустил первую джазовую радиопередачу.

В 1930-37 оркестр (основное наименование «Moscow Boys») постепенно увеличивался, дойдя до стандартного так называемого троечного состава (три кларнета-саксофона, три медных инструмента, две-три скрипки и ритм-группа). Оркестр регулярно записывал на пластинки танцевальную свинговую музыку, основные хиты составляли композиции Цфасмана:  «Звуки джаза», «Неудачное свидание», «Я в хорошем настроении», «Я сегодня грущу,» «Лодочка» и др.

В 1939-46 Цфасман возглавлял джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета, в 1947-52 симфоджазовый состав театра «Эрмитаж». В руководимых им оркестрах играли наиболее талантливые джазовые музыканты 30-40-х годов: трубачи Михаил Фрумкин, Николай Бучкин, тромбонисты Иван Ключинский, Тойво Кохонен, саксофонисты Михаил Ланцман, Владимир Костылев, Александр Ривчун, барабанщик Лаци Олах.

После роспуска оркестра в 1946 году Цфасман выступал на эстраде в качестве джазового пианиста-виртуоза (известны его фантазии и попурри на популярные отечественные и зарубежные мелодии, он же первым исполнил «Рапсодию в стиле блюз» Джорджа Гершвина), а затем собрал для студийной работы инструментальный квартет (кларнет, фортепиано, контрабас и гитара), хиты которого - «Веселый вечер», «Ожидание», «Всегда с тобой».

Написал музыку к нескольким кинофильмам (в том числе в соавторстве с Дмитрием Шостаковичем к фильму «Встреча на Эльбе»), к спектаклю театра кукол Сергея Образцова «Под шорох твоих ресниц», много романсов и популярных песен.

Записи

  • Александр Цфасман. Композитор, пианист, дирижер (1975, 1978)
  • Первые шаги (1984)
  • Парад (1985)
  • Игра на пальцах» (1985)
  • Встречи и расставания (1986)
  • Мне грустно без тебя (1986)
  • Сядь со мною рядом (1987)
  • Подожди, постой (1988, Записи 1945-46 годов.)

 


джаз в россии  купить   
          энциклопедическая справка подготовлена по книге
         (с) Все права защищены. Правила использования материала
письмо в Инфо-Джаз

                                           Есть что добавить? Просто напишите нам:


 

Джазовая пресса

(Тамара Айзикович)

Цфасман АлександрКрупнейшей фигурой российского джаза 20 века являлся Александр Цфасман. Почти ко всему, сделанному им в советской музыке, можно добавить слово "впервые".

Двадцатилетний Цфасман организовал ансамбль "Aма-джаз" - первый эстрадно-инструментальный коллектив, выступивший по радио в 1928 году и записанный на грампластинки. Он стал первым в стране джазовым музыкантом-профессионалом, получившим консерваторское образование. Работая в джазе и, будучи преуспевающим популярным артистом, он одновременно учился в Московской консерватории в классе знаменитого профессора Феликса Блуменфельда. Те, кто когда-нибудь слышал игру А. Цфасмана, поражались его ослепительному профессионализму, виртуозности, сочетавшимися с эспрессией и изяществом. Его пианистический талант вызывал восхищение многих выдающихся музыкантов. Рассказывают, что при прослушивании записей А. Цфасмана на художественном совете радио, корифеи фортепианного исполнительства Г. Нейгауз, А. Гольденвейзер, К. Игумнов очень высоко оценивали своего джазового "собрата". Пианизм и композиторское творчество слиты в искусстве Цфасмана воедино. Поэтому подавляющее большинство созданных им произведений предназначено для фортепиано. Но не менее полно и глубоко он выразил себя в другой ипостаси  - как дирижер и аранжировщик.

С 1939 по 1946 годы он возглавляет джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета. Это был оркестр, не уступавший по своему уровню лучшим европейским составам. В середине 30-х годов в американской газете "Variety" появилась рецензия на один из концертов этого коллектива, где говорилось: "Если учесть, что русские учатся только по граммофонным пластинкам, то надо признать - они делают чудеса... В случае приезда этого оркестра на родину джаза Бродвей обогатился бы лучшими исполнителями знакомой музыки".

Во время войны фотография джаз-оркестра была помещена в журнале "Down Beat". А Бенни Гудман исполнил и записал на пластинку "Интермеццо" Цфасмана для кларнета и джаз-оркестра.

 


Мой Цфасман

(Виталий Орлов)

Цфасман слушатьМоя первая учительница музыки больно била меня по пальцам, когда я ошибался, играя какие-то несносные упражнения. Я наотрез отказался от таких занятий, но продолжал удивлять гостей, играя “по слуху” отрывки из оперетты “Сильва”, попурри из которой было на пластинке. Второй любимой была пластинка с незатейливой песенкой “Неудачное свидание”. Да-да, та самая, которую мы часто вспоминаем:


- Но где ж вы были?
- Я - у аптеки!
- А я в кино ждала вас!
- Так значит, завтра
на том же месте,
в тот же час.

На этикетке было написано “Ногинский завод”, а ниже - “Джаз-орк. п/у А.Цфасмана”. Слова песенки легко запоминались. Но для меня самыми захватывающими были звучание джаза и небольшое соло на фортепьяно, как я позже узнал - пианиста и дирижёра А.Н. Цфасмана. Оно приводило меня в восторг, и я безуспешно пытался воспроизвести его на пианино. Потом появилось еще несколько пластинок:Георгий Виноградов пел - “Я возвращаю ваш портрет”,Ружена Сикора - “Этот цветок не ярок” и другие с записями джаз-оркестра ВРК под управлением Цфасмана. Что означало это непонятное “ВРК”, я не знал, но старался найти пластинки с такой аббревиатурой. В конце концов у меня собралось довольно много дисков Цфасмана, несколько прекрасных ретро-альбомов, вышедших уже в 90-е годы. Особенно я дорожил записью исполнения им“Рапсодии в стиле блюз” Джорджа Гершвина

книги кирилла Мошкова  читать дальше


 

Музыкальная визитка

 

В качестве "визитной карточки" музыканта Info-Jazz.ru предлагает фокстрот Александра Цфасмана "Звуки Джаза".
Вот что пишет об этом исполнении музыковед и историк джаза Юрий Кинус:

джаз бесплатноФокстрот «Звуки джаза» наряду с такими пьесами, как «Неудачное свидание», «Последний летний день», «На берегу моря», «Счастливый дождик», «Я в хорошем настроении», «Я сегодня грущу», наряду с песней «Утомлённое солнце» (обработка танго, написанного польским композитором Ежи Петербургским,  автором еще и знаменитой мелодии, на которую был написан "Синий платочек") было одним из наиболее известных произведений А. Цфасмана 1930-х годов. Эта инструментально-танцевальная пьеса являлась визитной карточкой оркестра Цфасмана, и, как правило, открывала его концерты.

Одним из интересных мест с точки зрения аранжировки был корус группы медных, следующий после соло альт-саксофона. Тромбон играл верхний голос, а две трубы – две нижних партии, что производило впечатление звучания трёх тромбонов. Обратите внимание - в «Звуках джаза» представлено 7 солистов.

Эту запись сделал оркестр Цфасмана в 1938 году. В его «троичный» состав 1934-1938 годов входили следующие музыканты: А. Ривчун, М. Ланцман, И. Хазановский (саксофоны); М. Фрумкин, Н. Бучкин (трубы); И. Ключинский (тромбон); И. Бачеев (ударные); Л. Вонсович (гитара), И. Гладков (аккордеон); А. Цфасман (фортепиано), Л. Беймшлаг, И. Робей (скрипки), С. Чанышев (контрабас). В оркестре также играли саксофонисты В. Костылёв и А. Васильев. С этим составом Цфасман сделал много интересных записей танцевальной и инструментальной джазовой музыки.

В 1973 году ансамбль «Мелодия» п/у Георгия Гараняна и Владимира Чижика сделал римейк пьесы «Звуки джаза» для диска «В старых ритмах», но в сокращённом варианте: отсутствуют соло трубы, дуэт скрипок, соло кларнета и два заключительных оркестровых построения. Эпизод тромбона и двух труб в этом варианте исполняют уже 3 тромбона.


 

Джазовое видео

В видео-разделе странички мы предлагаем знаменитый фокстрот Александра Цфасмана "Неудачное свидание" в исполнении саратовского джаз-оркестра "Ретро" (рук. Никита Духовников)

Запись с вечера памяти А. Цфасмана
в Большом зале Московской консерватории
(декабрь, 2002 г.)
 

слушать джаз на этой странице:
  • Оркестр Цфасмана 1938 Звуки джаза


Это большое и нужное дело

... я всегда восхищался тем, как бережно американцы относятся к своей культуре! Отреставрированы все записи, собраны все мемуары, не потерялся ни один исполнитель...
Вы делаете неоценимый труд и для наших современников и для будущих поколений россиян!
В. Киселев (Москва)

Спасибо В. Фейертагу ...

Очень благодарен Вам (и все дальневосточные музыканты) за включение наших имен в справочник "Джаз в России". Очень рад! А за молодых ребят ОСОБЕННО!
Теперь их вся РОССИЯ сможет узнать. ... Мы и далее будем стараться повышать своё мастерство, воспитывать молодежь, укреплять позиции ДВ джаза.
В. Захаров, (Хабаровск)


Интересное:

Питерсон О. "Джазовая Одиссея. Автобиография"Из обсуждений в сети: ... книжка вышла у Оскара Питерсона очень добрая, веселая и романтичная. Хотя жизнь этого музыканта напоминала полосу препятствий, которые приходилось преодолевать с боем. В эпилоге Питерсон замечает, что «для многих музыкантов и артистов самое трудное в творчестве – управлять своими личными чувствами, а порой даже подавлять их». Сам Питерсон, видимо, легко справляется со своими повседневными настроениями, чтобы потом они фонтаном эмоций выплеснулись в его гениальной игре на рояле.

 узнать больше и купить эту книгу

 

 

 

Из книги История джазового исполнительства в России

ВИО Юрия Саульского

Вокально-инструментальный оркестр под руководством Юрия Сергеевича Саульского (1928-2005) не случайно дебютировал на втором ленинградском джазовом фестивале. Этим выступлением (апрель 1966), как и первыми концертами в Московском театре эстрады, оркестр сразу же заявил о своем намерении серьезно пропагандировать джаз. И, действительно, после оркестра Олега Лундстрема ни один столичный коллектив не предлагал публике такого количества инструментальных пьес в одном концерте. «Джаз еще пасынок на эстраде, – писал Саульский, – А ведь настоящая джазовая музыка требует филармонической пропаганды, безусловно лишенной, прежде всего, всех компонентов обычной эстрады. Нужно приучиться слушать музыку без ее оправдания. Настоящий джаз должен существовать наряду с эстрадной, популярной легкой музыкой, – это доказывать излишне. Но джазовая музыка должна пропагандироваться столь же серьезно, как камерная, и столь же широко, как эстрадная». Коллектив был необычен: помимо традиционных оркестровых секций (трубы, тромбоны, саксофоны, ритм-группа) в нем использовался вокальный октет в роли инструментальной группы. Применяя вокально-слоговое пение (скэт), вокалисты исполняли риффы, короткие мелодико-ритмические формулы, во время импровизаций инструменталистов или же создавали гармонический фон.

 читать дальше

 


 

книги и ноты на нашем сайте:

просто щекните мышкой по обложке

ДЖАЗ В РОССИИ. Краткий энциклопедический справочникОскар Питерсон ДЖАЗОВАЯ ОДИССЕЯ АВТОБИОГРАФИЯИстория джазового исполнительства в РоссииВ. Фейертаг Джаз. Энциклопедический справочникД. Саймон  Гленн Миллер и его оркестрКулль М. "Ступени восхождения"Пономарев Валерий На обратной стороне звукаВеликие люди джазаС. Тепляков Дюк Эллингтон. Путеводитель для слушателякнига Рейзнер  ПТАШКА. ЛЕГЕНДА О ЧАРЛИ ПАРКЕРЕНэт Шапиро, Нэт Хентофф Послушай, что я тебе расскажу... История джаза, рассказанная людьми, которые ее создавали Д. Джоэлл Герцог. Портрет Дюка ЭллингтонаЮ. Верменич   ДЖАЗ. История. Стили. МастераБарбан Ефим ЧЕРНАЯ МУЗЫКА, БЕЛАЯ СВОБОДАЕ. Барбан Контакты. Собрание интервьюБарбан Джазовые опытыЕ. Барбан Джазовые диалогиМыльникова Е. Пентатоника в Jazzовой импровизацииДжазовый вокал: практическое пособие для начинающихУчебный видео курс по импровизации Импровизировать может каждый

джазовые книги


Джазовый проект
издательства СКИФИЯ
Джазовый проект издательства СКИФИЯ
интернет-магазин нот, Калинина рабочая тетрадь, ноты для фортепиано Яндекс.Метрика издать книгу
джаз mp3
бесплатно
РЕКЛАМНЫЙ ЛИСТ: