
ТЕРПИЛОВСКИЙ Генрих
Композитор, аранжировщик, журналист, руководитель оркестра, один из пионеров джаза в России.Генрих Романович ТЕРПИЛОВСКИЙ
В 1931 окончил Ленинградский сельскохозяйственный институт, три года работал экономистом в Управлении совхозов. Получил домашнее музыкальное образование. В студенческие годы увлекся джазом. Первое потрясение вызвали гастроли американского варьете «Шоколадные ребята» с джаз-бэндом Сэма Вудинга (1926).
Начал выступать в качестве пианиста в ансамблях Ленинграда, а в 1930 окончил 3-й музыкальный техникум. Входил в круг первых джазовых исполнителей (Орест Кандат, Аркадий, Котлярский, Леонид и Андрей Дидерихсы) и стал одним из первых кджазовых композиторов: написал для «Джаз-капеллы» Георгия Ландсберга пьесы «Джаз-лихорадка» и «Блюз Моховой улицы» (посвящение знатоку джаза Сергею Колбасьеву).
Успех принес также цикл песен на стихи Ленгстона Хьюза «История негра», исполненный «Джаз-капеллой» и солистом Малого оперного театра Борисом Фрейдковым (позже цикл был записан на ленинградском радио).
В 1932 создал Молодежный джаз-оркестр при кинотеатре рабочей молодежи (КРАМ), выступал с концертными программами до ареста в 1935 году.
До 1953 года находился в ссылке и в лагерях Средней Азии и Дальнего Востока. После реабилитации поселился в Перми, писал песни, музыку к балетам, театральным спектаклям.
Выступал в роли джазового обозревателя в нескольких пермских изданиях, печатался в польских журналах «Jazz» и «Jazz Forum».
На доме, в котором проживал композитор, установлена мемориальная доска, а с 2005 года в Перми проходит ежегодный фестиваль «Джаз-лихорадка», всегда начинающийся с одноименной композиции Терпиловского, написанной для «Джаз-капеллы» в 1929 году.

Музыкальная визитка
В качестве "музыкальной визитки исполнителя" редакция портала Инфо-Джаз предлагает композицию Генриха Терпиловского «Джаз-лихорадка», записанную в 1973 году Ансамблем «Мелодия» в авторской аранжировке Терпиловского.
Еще о Генрихе Терпиловском:
Композитор, дирижер, поэт, один из создателей российского джаза Генрих Романович Терпиловский (1908-1988) оказался в Перми в 1949 году благодаря ссылке. Судьба сложилась так, что вторую половину жизни ему суждено было прожить в Перми. И это после 17 лет лагерей. Но начиналось все по-другому
В раннем возрасте его семья переехала в Петроград. Там и произошла встреча, во многом определившая жизненный и творческий путь будущего музыканта: в 1918 году Терпиловский познакомился с Шостаковичем.
В двадцатые Терпиловский организовал первый в стране джаз-клуб, который располагался в его квартире на Литейном проспекте. Оркестр Терпиловского быстро стал одним из лучших в Ленинграде. По заказу Ленинградского радио им был написан легендарный цикл блюзов на стихи негритянского поэта Ленгстона Хьюза. Но в 1935 году музыкальная карьера композитора прервалась Терпиловского обвинили в «политическом заговоре» и он получил свой первый срок. Генриху Романовичу «повезло» его «всего лишь» сослали в Алма-Ату, где он работал руководителем оркестра кинотеатра. В 1937 году он снова был заключен в исправительно-трудовые лагеря сроком на десять лет.

- Мелодия 1973 Джаз-лихорадка
Это большое и нужное дело... я всегда восхищался тем, как бережно американцы относятся к своей культуре! Отреставрированы все записи, собраны все мемуары, не потерялся ни один исполнитель...
Вы делаете неоценимый труд и для наших современников и для будущих поколений россиян!
В. Киселев (Москва)
|
Спасибо В. Фейертагу ...Очень благодарен Вам (и все дальневосточные музыканты) за включение наших имен в справочник "Джаз в России". Очень рад! А за молодых ребят ОСОБЕННО!
Теперь их вся РОССИЯ сможет узнать. ... Мы и далее будем стараться повышать своё мастерство, воспитывать молодежь, укреплять позиции ДВ джаза. В. Захаров, (Хабаровск)
|
Интересное:
Из обсуждений в сети: ... книжка вышла у Оскара Питерсона очень добрая, веселая и романтичная. Хотя жизнь этого музыканта напоминала полосу препятствий, которые приходилось преодолевать с боем. В эпилоге Питерсон замечает, что «для многих музыкантов и артистов самое трудное в творчестве – управлять своими личными чувствами, а порой даже подавлять их». Сам Питерсон, видимо, легко справляется со своими повседневными настроениями, чтобы потом они фонтаном эмоций выплеснулись в его гениальной игре на рояле.
узнать больше и купить эту книгу
Из книги История джазового исполнительства в России
Вокально-инструментальный оркестр под руководством Юрия Сергеевича Саульского (1928-2005) не случайно дебютировал на втором ленинградском джазовом фестивале. Этим выступлением (апрель 1966), как и первыми концертами в Московском театре эстрады, оркестр сразу же заявил о своем намерении серьезно пропагандировать джаз. И, действительно, после оркестра Олега Лундстрема ни один столичный коллектив не предлагал публике такого количества инструментальных пьес в одном концерте. «Джаз еще пасынок на эстраде, – писал Саульский, – А ведь настоящая джазовая музыка требует филармонической пропаганды, безусловно лишенной, прежде всего, всех компонентов обычной эстрады. Нужно приучиться слушать музыку без ее оправдания. Настоящий джаз должен существовать наряду с эстрадной, популярной легкой музыкой, – это доказывать излишне. Но джазовая музыка должна пропагандироваться столь же серьезно, как камерная, и столь же широко, как эстрадная». Коллектив был необычен: помимо традиционных оркестровых секций (трубы, тромбоны, саксофоны, ритм-группа) в нем использовался вокальный октет в роли инструментальной группы. Применяя вокально-слоговое пение (скэт), вокалисты исполняли риффы, короткие мелодико-ритмические формулы, во время импровизаций инструменталистов или же создавали гармонический фон.
книги и ноты на нашем сайте:
просто щекните мышкой по обложке