Войдите или зарегистрируйтесь.

Войти

Логин
Пароль

Регистрация

Логин
Пароль
Повторите пароль
Ваше имя
Ваш e-mail
Что?
Где?
Почем?
ХОЧУ!

Джазовая энциклопедия
джазовые сайты

радио джаз слушать

джазовые книги

сколько стоит доставка?

реклама на сайте
RSS


Подпишитесь на наши новости:


PARKER Maceo


PARKER Evan

Реклама:

ПЕЧАТЬ КНИГ ПО ТРЕБОВАНИЮ
(Book On Demand)
– способ печати книг по мере необходимости и малыми тиражами.
От одного экземпляра. С выплатой автору гонорара.
подробнее

Рекомендуем


Фейертаг В.
История джазового исполнительства в России
Купить Фейертаг В. История джазового исполнительства в России
380.00 руб.


учебный DVD курс по импровизации
Импровизировать может каждый
Купить учебный DVD курс по импровизации Импровизировать может каждый
2980.00 руб.


Саймон Д.
Гленн Миллер и его оркестр
Купить Саймон Д. Гленн Миллер и его оркестр
290.00 руб.


Фейертаг В.
Джаз. Энциклопедический справочник
Купить Фейертаг В. Джаз. Энциклопедический справочник
990.00 руб.



территория джаза: Джаз в Армении

С удовольствием представляем материал большого друга и коллеги нашего джазового портала ереванского журналиста и джазоведа Армена Манукяна, посвященный истории джаза в Армении.

армянский джазАрмянский джаз

72 года. Много это или мало для развития и становления в стране жанра искусства? По сравнению с веками живописи или, например, скульптуры, это, конечно, миг. Но если учесть, что само понятие джаз появилось на свет чуть больше ста лет тому назад, то 72 - это достаточно много.

Именно столько исполнилось существованию этого жанра в Армении. И хотя, в начале 30-х годов, на волне поднимающегося интереса к новой музыке, в Армении уже существовали коллективы, исполнявшие некое подобие джаза во Дворцах культуры, на танцах, в кинотеатрах (наиболее известным в 1936г. был оркестр к\т «Москва» под управлением трубача Цолака Вартазаряна), первым армянскими джазовым коллективом принято считать Государственный джаз оркестр Армении под управлением композитора и виолончелиста Артемия Айвазяна, при дирижерстве Цолака Вартазаряна, созданный в 1938 году по прямому указанию правительства республики. Ереванский джаз стал тогда первым на Кавказе.



В течение долгих лет в советской стране увлечение "буржуазной музыкой", а тем более исполнение джаза было делом довольно опасным. Однако вопреки идеологическим запретам находились смельчаки, которые приобщали широкие массы к этому жанру. Среди них был композитор и дирижер Артемий Айвазян. Создание этого коллектива сыграло значительную роль в развитии джазовой музыки по всему Советскому Союзу: по его примеру во многих республиках начали возникать джаз-бэнды.

Артемий АйвазянАртемий Айвазян родился в 1902г. в семье юриста, музыкального критика и переводчика в одном лице и пианистки. Мама научила мальчика играть едва ли не на всех музыкальных инструментах, что в дальнейшем помогло ему в оркестровой и композиторской деятельности. Юноше исполнился 21 год, когда он окончил консерваторию по классу виолончели, а затем, продолжая образование брал уроки композиции у композитора А. Спендиарова. В 1932 году он заканчивает и московскую консерваторию, а через год принимает участие в I Всесоюзном конкурсе исполнителей и удостаивается звания лауреата. Через несколько лет после возвращения в Армению, ему поручают руководство только что созданным оркестром.

За короткий срок оркестр снискал популярность во всем Союзе и был признан одним из лучших советских музыкальных коллективов. Это было творческое содружество людей, доверявших мастерству и музыкальному вкусу своего лидера. Не случайно прославившийся благодаря произведениям Айвазяна и нацеленный на исполнение произведений в джазовой интерпретации, коллектив оказался единственным в Союзе, не распущенным во время гонений на джаз в конце 40-х годов, хотя после начала эпохи «распрямления саксофонов» и борьбы с низкопоклонством перед Западом, название оркестра с «джазового» все же было изменено на «эстрадный».

Первое боевое крещение Оркестр получил на Декаде Армянского искусства в 1939 году в Москве. Главное отличие этого оркестра от всех других, существовавших в то время, заключалось в главенстве в исполняемой им музыке национальной мелодики. Оркестр представлял оструомные аранжировки городского фолклора и народных армянских песен, а также произведений современных тому периоду армянских композиторов. Оркестр состоял из 5 саксофоновв, 3 труб, 2 тромбонов, 3 скрипок, акустической гитары, контрабаса, барабана и танцевального трио братьев Ордоян. Своеобразным позывным оркестра, открывающем все концерты была знаменитая «Армянская рапсодия» Айвазяна. Так продолжалось до середины 50-х годов...

Конечно, это не был джаз-оркестр в современном понимание этого слова. Коллектив олицетворял лицо современной армянской музыки. Джазовыми средствами коллектив являл армянское мелодическое и ритмическое начало. Коллектив много гастролировал по всему Союзу и был заслуженно любим советскими поклонниками музыки.

Но вот пришел момент, когда стало очевидно, что Айвазян уже сделал все что мог и оркестр в нынешнем его состоянии уже выполнил свою задачу. Движение вперед, развитие музыкальной мысли и творческий рост застопорились и после второй Декады армянского искусства в Москве в 1956 году было принято решение о внесении свежей струи в деятельность коллектива.

Константин ОрбелянМузыкальные способности открылись у Константина Орбеляна в раннем детстве. Способный мальчик учился в школе для особо одаренных детей. В 1942 году 14 летнего Константина взяли пианистом и аккордеонистом в оркестр 8-го авиационного корпуса, где сложился неплохой по тем временам музыкальный коллектив. Во время гастролей оркестра в Ереване на талантливого музыканта обратил внимание и решил пригласить к себе в коллектив Артемий Айвазян. Там молодой Орбелян прошел хорошую школу. Именно тогда был заложен прочный фундамент его будущей деятельности. Для оркестра он делает обработки народных песен и сочиняет свои. Как к одному из лучших джазовых исполнителей, к Константину приходит известность и слава не только в Армении, но и за ее пределами. В 1948 году во время гастролей с оркестром в Москве, Орбелян получает приглашение в знаменитый джаз Утесова. Как ни заманчива была такая перспектива, Константин отказался в пользу предложения Айвазяна занять должность дирижера в эстрадном Оркестре Армении. Но в 1952 году Орбелян уходит из оркестра и поступает в музыкальное училище в класс композитора Э.Мирзояна. В 1954 году с отличием оканчивает его и поступает в Консерваторию. В том же году Орбелян организовывает на радио инструментальный квинтет. Это был шаг на пути возвращения в любимый мир джаза.

В 1956 году с целью творческой реанимации оркестра руководством филармонии возглавить коллектив было предложено Константину Орбеляну, многие годы работавшему в том же оркестре в качестве пианиста. После долгих колебаний Константин Агапаронович согласился и был назначен дирижером и художественным руководителем Государственного эстрадного оркестра Армении. Ему удалось первым реализовать принцип сплава средств современного джаза и национального мелоса. Армянский джаз начал выходить на международную сцену. В 1966 году состоялся первый выезд за рубеж в составе культурной программы Дней Советского Союза в Чехословакии. В следующем году коллектив оркестра был горячо принят в Польше...

С начала 70-х годов оркестр Армении приобрел триумфальную известность в СССР и за рубежом. В 1975 г. Государственный эстрадный оркестр Армении первым среди советских джазовых коллективов побывал на родине джаза – в США. Армянские джазмены дали 25 концертов в крупнейших городах Америки. Заключительный концерт прозвучал в "Линкольн-центре" в Нью-Йорке. После первого же выступления слухи об оркестре из Еревана сразу распространились по стране.

"Армянский оркестр развеивает миф о запрещении или подпольном существовании советского джаза"; "

Под руководством К. Орбеляна оркестр вместе с солистами продемонстрировал музыкальный спектакль высокого уровня с богатым репертуаром собственного творчества и произведений мировых джазовых композиторов, таких как Эллингтон, Бейси и др. Оркестровки на оригинальные темы биг-бенд-джаза во всех отношениях равны лучшему из того, с чем постоянно встречаются оркестры Вуди Хэрмана, Стена Кентона, Каунта Бейси, или Теда Джонсона – Мэла Льюиса",

–  писали американские газеты. Известный джазовый критик Джон Вассерман, назвал выступление армянских музыкантов "джазом с восточным колоритом".

За 36 лет нахождения на посту руководителя Государственного эстрадного оркестра Армении Константин Орбелян не только сохранил оркестр-долгожитель. Прежде всего, он сумел создать команду единомышленников. Из биг-бенда прошлых лет оркестр Армении превратился в современный джазовый коллектив, всегда тонко чувствующий трансформации такого изменчивого и неуловимого направления, как джаз.

В 1979 году за большие заслуги в развитии советской музыкальной культуры Константину Агапароновичу Орбеляну было присвоено звание Народного артиста СССР.

С начала 90-х годов работать стало сложно. Распался СССР, в Ереване стало не до музыки. Возникли обстоятельства, против которых бороться было трудно и в 1992 году Константин Орбелян уехал в Сан-Франциско. Но он всегда остается верен музыке и своей стране.

Армен МартиросянОркестр, вновь собранный из молодых музыкантов под названием Государственный джаз-оркестр Армении в 1997 году возглавил талантливый композитор и виртуозный пианист Армен Мартиросян. За годы прошедшие после возрождения оркестра, коллектив много раз гастролировал в США, сумел завоевать несколько национальных наград, выпустить три лазерных альбома и представить любителям джаза ряд оригинальных программ.

Квинтет Орбеляна явился базой для создания эстрадно-симфонического оркестра Гостелерадио, ныне Общественного телевидения и радио Армении. В 1966-1972 гг. оркестром руководил сын одного из основателей джазового движения в республике Ц. Вартазаряна, автор популярных произведений, пианист, ныне аранжировщик и консультант-дирижер того же оркестра, композитор Мартын Вартазарян. После него оркестр возглавил и долгие годы руководил композитор Мелик Мависакалян. А с 1986 года художественным руководителем и главным дирижером оркестра является ветеран армянского джаза Ерванд Ерзнкян.

В конце 50-х – начале 60-х годов в Армении началась джазовая лихорадка. В каждом учебном заведении, предприятии и даже таксомоторных парках возникали небольшие джазовые комбо. Наиболее активным и популярным стал квартет под управлением Левона Малхасяна, созданный при Институте языков. Молодые музыканты - пианист Левон Малхасян, Армен Тутунджян (барабаны), Артур Абрамян (контрабас) и Александр Захарян (саксофон) много выступали в Ереване на молодежных вечерах, организовывали джазовые вечера, создавали джазовые клубы, выезжали на джазовые фестивали в разные города Союза и там выгодно отличались от многих. В их активе выступления и победы на фестивалях в Воронеже, Ярославле, Куйбышеве...

В середине 70-х годов появилось еще два великолепных пианиста - Давид Азарян и Арташес Карталян. Если первый со своим трио работал в стиле модерн-джаза, то трио второго в своем творчестве разрабатывало национальную линию.

В те же годы на джазовой сцене пояаились фантастический гитарист Борис Андреасян, лиричный пианист Микаэл Закарян, квартет Армена Тер-Татевосяна, ансамбль под руководством Эдуарда Бахчияна

На протяжении 10-12 лет в СССР не было равных певице Татевик Оганесян. Начав петь джаз в 11 лет в оркестре радио и телевидения, в 17 она становится солисткой Оркестра Орбеляна. Ее именовали не иначе как «Элла из Еревана» и год за годом присуждали титул Лучшей джазовой певицы Советского Союза.

На сегодняшний день в Армении существует несколько интересных коллективов, играющих джаз самых разных стилей и направлений – этно-джаз квинтет «Time Report», джаз-рок септет «Katuner», играющий традиционный джаз квартет «Chiko & Friends», молодежный фьюжн состав «Art Voices» и великолепный «Armenian Navy Band». Выступает в клубах и большое количество молодежных джаз-образований.

Джаз-оркестр АрменииСегодня в Ереване функционируют многочисленные джаз-клубы, где живая музыка этого жанра звучит на постоянной основе, проводятся международные джазовые фестивали, многие теле и радио-каналы имеют постоянные передачи, посвященные джазу и существует даже отдельная радиостанция «Радио Джаз», целиком посвящающая свой эфир почитаемому в Армении музыкальному жанру.

2008 год бы провозглашен Годом Джаза в Армении. Республика отмечала 70-летний юбилей своего джаза целый год. Праздничные мероприятия охватили всю республику, вышли на улицы и зашли в дома.

Официально Год Джаза начался 4 апреля концертом, посвященным 70-летию композитора и второго руководителя Джаз-оркестра радио и телевидения Мартына Вартазаряна, сына того самого Цолака Вартазаряна, который руководил одним из первых джаз-оркестров Армении. Перед концертом состоялась большая пресс-конференция, на которой организаторы рассказали о всех мероприятиях, намеченных на 2008 год.

А затем последовали многочисленные концерты и различные мероприятия, так или иначе связанные с джазом. Были и выступления звезд мирового джаза – квартета Игоря Бутмана, Эла Джерроу. Большим концертом отметили 80-летний юбилей Константина Орбеляна. А еще в рамках Года джаза был проведен конкурс молодых исполнителей, победители которого получили возможность стажироваться бостонском Berklee College of Music. Нет сомнений, что эта большая акция способствовала дальнейшей популяризации джазового искусства в Армении.
 


 

Об авторе:

Армен Манукян

 

Армен Манукян – пожалуй, самый широко представляющий армянский джаз как в самой Армении, так и за её пределами (благо, посредством Интернета сейчас это не так уж и сложно).

Его многочисленные публикации об армянских музыкантах, а также о музыкантах, имеющих армянские корни, можно встретить на армянских, российских и американских сайтах. Он член Ассоциации джазовых журналистов (Президент – Говард Мендел, США).

Кроме того, Армен Манукян ведет джазово-образовательные программы на FM-радиостанции в Ереване, регулярно печатается в местных и российских печатных изданиях.

 


 

Еще несколько имен из нашей энциклопедии

(просто нажмите на фотографию)


Билли Холидэй Роман Мирошниченко Георгий Гаранян биография Виталий Долгов
Абдуллина ОльгаБурко Игорь, "Уральский диксиленд"Куль Михаил, биографияВалерий Заварин

 


 Из интересного:

 

Московские джазовые кафе

(отрывок из книги)

Михаил КулльКогда в 1960 году было открыто кафе «Аэлита», приглашением музыкантов, так же, как и другими организационными вопросами, занимался в нем Совет кафе. Его состав, да и все перестановки в составе, естественно, утверждались Райкомом ВЛКСМ. В одном из первых Советов «Аэлиты», возглавлявшегося тогда Володей Щербатых, в конце 1960 года появился такой же, как и мы, поклонник джаза, комсомольский активист, инженер по образованию и замечательный по душевному складу наш ровесник Павел Барский. Именно по его приглашению мы стали наведываться в кафе, причем гораздо чаще, чем в открытое примерно в эти же годы на улице Горького «Молодежное».

Практически с первых дней работы «Аэлиты» там более или менее постоянно играли пианист Женя (Джан) Геворгян, его брат, виолончелист по образованию, но игравший на контрабасе Андрей, гитарист Николай Громин, барабанщик Володя Журавский. К ним часто присоединялся Миша Цуриченко, уже очень яркий саксофонист, несмотря на свои 17-18 лет. В этот период, в 1961-1962 году, мне и Грачеву довелось достаточно часто играть в «Аэлите», но не всегда вместе. Скорее всего, Владика чаще приглашали, а я обычно приходил по собственному желанию. И в этом я не был одинок. В кафе потянулись и многие другие, получившие возможность поиграть вместе в совершенно непредсказуемых составах. И это происходило не только в конце вечера, на неизбежных джемах, но и в течение первых «заездов» выступления основного состава, иногда даже к его недовольству.

купить книгу Михаила Кулля читать дальше


10 Апреля 2010, 11:31
Раздел: территория джаза



Добавить комментарий

Добавить комментарий

Ваше имя:


Контактный e-mail (не будет виден остальным):


Текст комментария:


Ответьте, пожалуйста, на вопрос (ответ на русском языке):
Имя знаменитого канадского джазового пианиста по фамилии Питерсон


Это большое и нужное дело

... я всегда восхищался тем, как бережно американцы относятся к своей культуре! Отреставрированы все записи, собраны все мемуары, не потерялся ни один исполнитель...
Вы делаете неоценимый труд и для наших современников и для будущих поколений россиян!
В. Киселев (Москва)

Спасибо В. Фейертагу ...

Очень благодарен Вам (и все дальневосточные музыканты) за включение наших имен в справочник "Джаз в России". Очень рад! А за молодых ребят ОСОБЕННО!
Теперь их вся РОССИЯ сможет узнать. ... Мы и далее будем стараться повышать своё мастерство, воспитывать молодежь, укреплять позиции ДВ джаза.
В. Захаров, (Хабаровск)


Интересное:

Оскар Питерсон Джазовая одиссея. АвтобиографияКнига «Джазовая Одиссея» — очень добрая повесть об уникальном и достаточно легком пути к славе выдающегося пианиста Оскара Питерсона. Ему во многом повезло. Прежде всего, на его пути оказались хорошие педагоги, затем его заметил выдающийся продюсер Норман Грэнц, который «вывел» молодого канадского пианиста на американскую джазовую сцену, включил в свои драматургически насыщенные программы «Джаз на филармонической сцене» и организовал ему на собственном лейбле бесчисленные записи с прекрасными партнерами.

Питерсон полностью реализовал свои мечты, записав много красивой романтической музыки. В сопровождении струнной группы и с биг-бэндами, в одиночку и с трио. Записал популярные темы великих американских мелодистов — Гершвина, Порта, Керна, Юменса, Арлена, Макхью, Эллингтона...

Питерсона можно считать первым джазовым музыкантом, который вызвал интерес и привлек внимание меломанов всего мира, и тем самым помог джазу занять более высокие позиции в консервативных музыкальных кругах. В его игре поразительно сочетание нежного классического туше и мощного внутреннего свинга, виртуозных академических пассажей и мощи оркестрово-аккордового звучания...

 


Джазовые книги на нашем сайте:

Для того, чтобы узнать подробности - просто кликните по обложке

ФеейртагФеейртагФейертагСаймонВерменичБарбанБарбанБарбанБарбан ЕШапиро, ХентоффДжоэлл Тепляков книга книга Пташка. Легенда о Чарли ПаркереПономаревКулль Оскар Питерсон Джазовая одиссея. Автобиография



Джазовый проект
издательства СКИФИЯ
Джазовый проект издательства СКИФИЯ
интернет-магазин нот, Калинина рабочая тетрадь, ноты для фортепиано Яндекс.Метрика издать книгу
джаз mp3
бесплатно
РЕКЛАМНЫЙ ЛИСТ: