Войдите или зарегистрируйтесь.

Войти

Логин
Пароль

Регистрация

Логин
Пароль
Повторите пароль
Ваше имя
Ваш e-mail


Что?
Где?
Почем?
ХОЧУ!

Джазовая энциклопедия
джазовые сайты

радио джаз слушать

джазовые книги

сколько стоит доставка?

реклама на сайте
RSS


Подпишитесь на наши новости:


PARKER Maceo


PARKER Evan

Реклама:

ПЕЧАТЬ КНИГ ПО ТРЕБОВАНИЮ
(Book On Demand)
– способ печати книг по мере необходимости и малыми тиражами.
От одного экземпляра. С выплатой автору гонорара.
подробнее

Рекомендуем


Фейертаг В.
История джазового исполнительства в России
Купить Фейертаг В. История джазового исполнительства в России
380.00 руб.


учебный DVD курс по импровизации
Импровизировать может каждый
Купить учебный DVD курс по импровизации Импровизировать может каждый
2980.00 руб.


Оскар Питерсон
Джазовая одиссея Автобиография
Купить Оскар Питерсон Джазовая одиссея  Автобиография
980.00 руб.


Фейертаг В.
Джаз. Энциклопедический справочник
Купить Фейертаг В. Джаз. Энциклопедический справочник
1600 руб.



джазовые книги: "Импровизация и композиция в джазе"

джазовая импровизация
Из  книжных джазовых новинок стоит отметить две книги джазового преподавателя и музыковеда Юрия Георгиевича Кинуса.
С удовольствием предлагаем ознакомиться с небольшим отрывком из книги "Импровизация и композиция в джазе"


Роль и место импровизации в джазе

Когда хотят подчеркнуть специфику джазовой музыки, в первую очередь отмечают её импровизационный характер. Как известно, импровизация - это метод творчества, предполагающий создание художественного произведения экспромтом в процессе его исполнения. Импровизация представляет собой спонтанное музыкальное высказывание, непосредственную, сиюминутную реализацию музыкальной мысли и отличается многообразием форм проявления. В джазе вместо термина «improvise» - «импровизировать» - многие музыканты часто используют выражения «ad lib», «ride» или «jam», что означает одно - создание музыки в процессе игры. Подавляющее большинство джазовых произведений создано спонтанно. Они не зафиксированы в нотах и не отрепетированы заранее.

 



Результат - максимум новизны. В этом проявляется попытка исполнителя быть непосредственным насколько возможно, стремление никогда не идти проторённым путём дважды. В результате несколько версий одной и той же темы, сделанные в течение одной сессии записи, могут быть полностью различны. Часть специфики и витальности джаза, вне всякого сомнения, в первую очередь связана именно со спонтанностью импровизации...

Для большинства людей импровизация обязательный элемент джаза, и музыканты иногда говорят «джаз», подразумевая импровизацию. Например, в примечаниях, предшествующих бигбэндовым аранжировкам, встречаются ремарки типа «only the tenor saxophone part requires jazz» - «джаза требует только партия тенор-саксофона». Или менеджер оркестра может приглашать музыканта для игры «на место джазовой трубы» «jazz trumpet chair», имея в виду, что он будет единственным импровизирующим трубачом. Импровизация - сущность джаза, и импровизированные партии производят впечатление более случайных и менее организованных, чем письменные или заученные.
Следует, однако, остерегаться переоценки импровизационного начала в джазе. Господство импровизации отчётливо просматривается во многих стилях джаза, а стилевым принципом фри-джаза вообще стала тотальная импровизация. Возможно, именно в этом и заключается причина переоценки импровизации, когда совершают типичную ошибку, делая вывод, что без импровизации нет джазовой музыки, и отказывая в джазе биг-бэндам только потому, что иногда в исполняемой ими музыке импровизации мало или она отсутствует вообще. Многие уверены: если в джазовом произведении нет импровизационных частей, то это уже не джаз. С другой стороны, музыковед Л. Энтелис вспоминает:
«И. Дунаевский никогда не принимал всерьёз возможности «импровизационного» исполнения джазовой музыки. Понимая, что джаз даёт широкое поле для вариационного переосмысления мелодий, он и создавал эти вариации, не утруждая артистов ансамбля самодеятельным вариационным творчеством».


Конечно, импровизация является одним из важнейших формообразующих элементов в джазе. Высокая творческая активность джазового исполнителя делает его порой подлинным соавтором композитора или аранжировщика.
Однако джазовая музыка не обязательно должна быть импровизированной. Например, оркестр Д. Эллингтона имел в своём репертуаре пьесы, сольные партии в которых полностью выписаны, а в прогрессив-джазе импровизационное начало вообще сведено к минимуму. Принадлежность к джазу определяется, прежде всего, характером музыкально-исполнительского языка, его интонационно-ритмическими особенностями и целым рядом других факторов. В их числе находится и импровизация, которая является не самоцелью, а лишь одним из средств формирования музыкального целого.
Исходный пункт джазовой импровизации состоит в стремлении к ритмической действенности, и поэтому необходимое условие для возникновения творческой импровизации - ритм. Фронтальное использование принципа импровизации, который является стержнем джаза, главной мотивацией и оправданием его относительно самостоятельного существования, стало возможным и сравнительно лёгким именно на основе использования принципа бита, заимствованного из африканской музыкальной традиции и представляющего собой равномерную, акцентированную ударную пульсацию. Она образует, с одной стороны, самостоятельный источник моторной взволнованности и наслаждения, а с другой, обустраивает основную звуковую канву, на которой «вышиваются» и которой в то же время ограничены другие элементы джазового исполнительства.
В диалектическом единстве с битом в качестве одновременной интер-ферентной пульсации совершенно естественно появляется офф-бит тип джазовой ритмики, основанный на постоянном отклонении от метрической пульсации, опережении или запаздывании ритмических акцентов по отношению к долям такта, что можно считать одним из наиболее важных средств наполнения и активизации ритмического движения. Принцип бита позволяет импровизаторам создавать музыкальные суперструктуры без боязни потери связности.
Для реализации бита в джазе сформировался специфический аппарат -ритм-секция, или ритм-группа, основу которой составляют набор ударных инструментов, то есть ударная установка, и контрабас, что любому джазовому исполнению придаёт также особый тембровый характер. Результативное воздействие джазовой метроритмики необычайно сильно и на практике является главным критерием, дающим возможность ответить, почему определённое исполнение мы воспринимаем или не воспринимаем как джаз.
С единством принципа бита и импровизации связаны другие специфические элементы джазовой музыки, которые формируются на их основе и проявляются в тех или иных пластах джазового исполнительства. К главным из них принадлежит своеобразное представление о звуковом идеале. В джазе исполнители стремятся к максимальной индивидуализации саунда, то есть звучания. Поэтому каждый из них стремится создать свой особый и присущий только ему способ звукоизвлечения. К этому добавляются использование определённых стереотипных мелодико-гармонических оборотов, структурных схем и создание опять же максимально индивидуализированной фразировки.
Технический арсенал джазовой импровизации подвержен модификации, что осуществляется с помощью нюансов фразировки и динамики. В этих оттенках, а также в соблюдении гармонических требований заключается потенциальное различие между подлинным джазовым соло и тем, что воспринимается как банальное и безвкусное, между шедевром и просто мастерством исполнения, между холодом математически выверенной импровизации и теплотой импровизаторского гения. Таким образом, если джазовое исполнение невозможно без использования принципа бита (даже во фри-джазе он, как правило, ощущается латентно), то импровизационный принцип, звукоизвле-чение и фразировка в различных исполнениях проявляются в неодинаковой мере и могут взаимозаменяться.
При всей спонтанности джаза его музыка возникает не на пустом месте, так как и здесь только упражнения и практика создают мастера и приносят ему успех. Для творческой и успешной импровизации большое значение имеют предварительные условия и подходящий «климат» музицирования.
При всей своей свободе джазовый музыкант связан множеством обстоятельств. Чисто внешне - так называемыми «тремя Т», то есть темой, тональностью и темпом. Но сверх этого имеется ещё много других моментов самого разного характера: уровень владения сольной исполнительской техникой на инструменте и определённый объём теоретических музыкальных знаний, богатство идей и чувство стиля, зависимость от уровня подготовки своих партнёров и эмоциональные качества импровизатора, его отношение к окружающей обстановке, его физическое самочувствие, отношение к месту выступления и реакция публики. Широкий спектр определяющих обстоятельств здесь простирается от величины гонорара до личных отношений со своими партнёрами. Определённое значение имеет и продолжительность импровизации, которая должна подчиняться принципу «лучше меньше, да лучше». Другой фактор кроется в самой личности джазмена, его воспитании, образовании и окружении, в котором он рос и работал в джазе. Не существует двух музыкантов, совершенно одинаково реагирующих на одну и ту же предложенную мелодию, группу аккордов или лад. Кроме того, соло может быть отражением как природы используемого музыкального инструмента, так и самого солиста.
Из импровизационной сущности джаза, где успех полученного результата зависит от общей атмосферы, сиюминутного расположения, настроения и взаимопонимания, а главным образом от творческого потенциала музыкантов, вытекает следующее: уровня эстетически ценного достигает лишь малая часть импровизационных джазовых исполнений. Их большая часть располагается в зоне интенсивного перехода от «неискусства» к искусству. Однако и эти менее удачные импровизации не заслуживают безоговорочного осуждения, так как их спонтанность в любом случае вносит в процесс музицирования определённую внутреннюю живость.  <...>

 

 

 


Кинус Ю. "ИЗ ИСТОРИИ ДЖАЗОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"

история джаза купить

В первой части излагается история становления и развития фортепианного искусства, анализируются основные фортепианные стили как технологические, так и исполнительские (регтайм, буги-вуги и т.д.).
Во второй - автор рассматривает историю становления и развития вокальных ансамблей в джазе и современной популярной музыке с начала XX века и до сегодняшнего дня. Дается краткая характеристика особенностей исполнения стилей, (кантри, госпел и мн. др.).
Пособие содержит множество примеров и практических упражнений.

из истории джазового исполнительства купить узнать подробности и купить книгу

 


Кинус Ю. "ИМПРОВИЗАЦИЯ И КОМПОЗИЦИЯ В ДЖАЗЕ"

джазовая импровизация

В книге излагается история становления и развития импровизации, композиции и аранжировки в джазе. Подробно рассматривается вопрос о соотношении этих начал. Издание содержит краткий словарь джазовых терминов.
Книга адресована учащимся эстрадно-джазовых отделений ДМШ, училищ, колледжей и консерваторий, а также музыковедам и всем любителям джазовой музыки.

джазовая импровизация купить узнать подробности и купить книгу


11 Октября 2009, 15:04
Раздел: джазовые книги



Добавить комментарий

Добавить комментарий

Ваше имя:


Контактный e-mail (не будет виден остальным):


Текст комментария:


Ответьте, пожалуйста, на вопрос (ответ на русском языке):
Джазовое прозвище Чарли Паркера


Это большое и нужное дело

... я всегда восхищался тем, как бережно американцы относятся к своей культуре! Отреставрированы все записи, собраны все мемуары, не потерялся ни один исполнитель...
Вы делаете неоценимый труд и для наших современников и для будущих поколений россиян!
В. Киселев (Москва)

Спасибо В. Фейертагу ...

Очень благодарен Вам (и все дальневосточные музыканты) за включение наших имен в справочник "Джаз в России". Очень рад! А за молодых ребят ОСОБЕННО!
Теперь их вся РОССИЯ сможет узнать. ... Мы и далее будем стараться повышать своё мастерство, воспитывать молодежь, укреплять позиции ДВ джаза.
В. Захаров, (Хабаровск)


Интересное:

Оскар Питерсон Джазовая одиссея. АвтобиографияКнига «Джазовая Одиссея» — очень добрая повесть об уникальном и достаточно легком пути к славе выдающегося пианиста Оскара Питерсона. Ему во многом повезло. Прежде всего, на его пути оказались хорошие педагоги, затем его заметил выдающийся продюсер Норман Грэнц, который «вывел» молодого канадского пианиста на американскую джазовую сцену, включил в свои драматургически насыщенные программы «Джаз на филармонической сцене» и организовал ему на собственном лейбле бесчисленные записи с прекрасными партнерами.

Питерсон полностью реализовал свои мечты, записав много красивой романтической музыки. В сопровождении струнной группы и с биг-бэндами, в одиночку и с трио. Записал популярные темы великих американских мелодистов — Гершвина, Порта, Керна, Юменса, Арлена, Макхью, Эллингтона...

Питерсона можно считать первым джазовым музыкантом, который вызвал интерес и привлек внимание меломанов всего мира, и тем самым помог джазу занять более высокие позиции в консервативных музыкальных кругах. В его игре поразительно сочетание нежного классического туше и мощного внутреннего свинга, виртуозных академических пассажей и мощи оркестрово-аккордового звучания...

 


Джазовые книги на нашем сайте:

Для того, чтобы узнать подробности - просто кликните по обложке

ФеейртагФеейртагФейертагСаймонВерменичБарбанБарбанБарбанБарбан ЕШапиро, ХентоффДжоэлл Тепляков книга книга Пташка. Легенда о Чарли ПаркереПономаревКулль Оскар Питерсон Джазовая одиссея. Автобиография



Джазовый проект
издательства СКИФИЯ
Джазовый проект издательства СКИФИЯ
интернет-магазин нот, Калинина рабочая тетрадь, ноты для фортепиано Яндекс.Метрика издать книгу
джаз mp3
бесплатно
РЕКЛАМНЫЙ ЛИСТ: утеплители Марки пеноплекс представляют собой ничто иное | На сайте www.wermmer-przewierty.pl monitoring sieci kanalizacyjnej cena.