Войдите или зарегистрируйтесь.

Войти

Логин
Пароль

Регистрация

Логин
Пароль
Повторите пароль
Ваше имя
Ваш e-mail
Что?
Где?
Почем?
ХОЧУ!

Джазовая энциклопедия
джазовые сайты

радио джаз слушать

джазовые книги

сколько стоит доставка?

реклама на сайте
RSS


Подпишитесь на наши новости:


PARKER Maceo


PARKER Evan

Реклама:

Рекомендуем


Фейертаг В.
История джазового исполнительства в России
Купить Фейертаг В. История джазового исполнительства в России
380.00 руб.


учебный DVD курс по импровизации
Импровизировать может каждый
Купить учебный DVD курс по импровизации Импровизировать может каждый
2980.00 руб.


Саймон Д.
Гленн Миллер и его оркестр
Купить Саймон Д. Гленн Миллер и его оркестр
290.00 руб.


Фейертаг В.
Джаз. Энциклопедический справочник
Купить Фейертаг В. Джаз. Энциклопедический справочник
990.00 руб.



джазовые термины: глоссарий

словарь джазовых терминовЭтот в своем роде словарь джазовых терминов разрабатывался в то время, когда обозначение чернокожих людей как негров не считалось в СССР оскорбительным. Честно говоря - данный список нуждается в добавлениях и исправлениях. Если Вы можете помочь добавить (иcправить) этот джазовый глоссарий - пишите нам, и мы с удовольствием внесем коррективы.

 

Джаз

Род музыки, возникшей на основе блюзов и спиричуэлс американских негров, а также африканских народных ритмов, обогащенных элементами европейской гармонии и мелодии.

Определяющими чертами джаза считаются:

  • острая и гибкая ритмика, основанная на принципе синкопирования;
  • широкое употребление ударных инструментов;
  • сильно развитое импровизационное начало;
  • выразительная манера исполнения, отличающаяся большой экспрессией, динамичной и звуковой напряженностью, доходящей до экстатичности.



Архаический джаз

Ранний джаз
Early jazz
нем. Archaischer Jazz

Архаический джаз совокупность наиболее старых, традиционных типов джаза, создаваемых небольшими ансамблями в процессе коллективной импровизации на темы блюзов, рэгтаймов, а также европейских песен и танцев.


Блюз

Blues
От англ. Blue devils
Блюз тип негритянской народной песни, мелодия которой основана на четкой 12-тактной схеме.
В блюзах поется об обманутой любви, о нужде, для блюзов характерно жалостливое отношение к себе. Одновременно тексты блюзов проникнуты стоицизмом, мягкой насмешкой и юмором.
В джазовой музыке блюз развивался как инструментальная танцевальная пьеса.


Буги-вуги

Boogie-woogie
Буги-вуги  фортепианный блюзовый стиль, для которого характерна повторяющаяся басовая фигура, определяющая ритмические и мелодические возможности импровизации.


Госпелз

От англ. Gospel - Евангелие
Госпелз религиозные напевы североамериканских негров с текстами, основанными на Новом Завете.


Регтайм

Ragtime
Регтайм фортепианная музыка, основанная на "биении" двух несовпадающих ритмических линий:

  • как бы разорванной (остро синкопированной) мелодии;
  • четкого аккомпанемента, выдержанного в стиле стремительного шага.

Соул

Soul
Соул негритянская музыка, связанная с блюзовой традицией.
Соул стиль вокальной негритянской музыки, возникшей после второй мировой войны на базе ритм-энд-блюза и традиций госпелз.

Соул-джаз

Соул-джаз разновидность хард-бопа, для которого характерна ориентация на традиции блюза и афроамериканского фольклора.


Спиричуэл

Spiritual
Спиричуэл архаический духовный жанр хорового пения северо-американских негров; религиозные напевы с текстами, основанными на Ветхом Завете.


Стрит-край

Street cry
Стрит-край  архаический фольклорный жанр; тип городской сольной трудовой песни уличных разносчиков, представленный множеством разновидностей.


Диксиленд (Дикси)

Dixieland (Dixie)
Диксиленд модернизированный нью-орлеанский стиль, для которого характерны коллективные импровизации.
Диксиленд джазовый коллектив (белых) музыкантов, перенявший манеру исполнения негритянского джаза.


Зонг

От англ. Song песня
Зонг  в театре Б. Брехта баллада, исполняемая в виде интермедии или авторского (пародийного) комментария гротескного характера с плебейской бродяжнической тематикой, близкой к джазовому ритму.


Импровизация

Импровизация в музыке искусство спонтанного создания или интерпретации музыки.


Каденция

итал. Cadenza
От лат.Cado
оканчиваюсь
Каденция свободная импровизация виртуозного характера, исполняемая в инструментальном концерте для солиста с оркестром. Иногда каденции сочинялись композиторами, однако часто они предоставлялись на усмотрение исполнителя.


Корус

От лат. Chorus Квадрат
Корус - в джазе - импровизация на определенную тему, уложенная в количество тактов этой темы.


Рифф

Riff
Рифф в джазе фраза из двух или четырех тактов, повторяемая всем оркестром в течение импровизации солистом.


Скэт

Scat
Скэт в джазе тип вокальной импровизации, в которой голос приравнивается к инструменту.
Скэт инструментальное пение - техника слогового (бестекстового) пения, основанная на артикуляции не связанных по смыслу слогов или звукосочетаний.

Хот

Hot
Хот в джазе характеристика музыканта, исполняющего импровизацию с максимумом энергии.


Классический джаз

Classic jazz
Классический джаз совокупность джазовых стилей, развившихся на основе архаического джаза. Классический период датируется (приблизительно) 1890-1929 годами.


Нью-орлеанский стиль джаза

Нью-орлеанский стиль джаза музыка, отличающаяся четким двудольным ритмом; наличием трех самостоятельных мелодических линий, которые проводятся одновременно на корнете (трубе), тромбоне и кларнете в сопровождении ритмической группы: рояля, банджо или гитары, контрабаса или тубы.
В произведениях нью-орлеанского джаза основная музыкального тема многократно повторяется в различных вариациях.

Саунд

Sound
Саунд  стилевая категория джаза, характеризующая индивидуальное качество звучания инструмента или голоса.
Саунд определяется способом звукоизвлечения, типом атаки звука, манерой интонирования и трактовкой тембра; саунд является индивидуализированной формой проявления звукового идеала в джазе.

Свинг

Классический свинг
Swing; Classic swing
Свинг джаз, аранжированный для эстрадно-танцевальных оркестров расширенного состава (биг-бендов).
Для свинга характерна перекличка трех групп духовых инструментов: саксофонов, труб и тромбонов, создающая эффект ритмической раскачки. Исполнители свинга отказываются от коллективной импровизации, музыканты сопровождают импровизацию солиста заранее написанным аккомпанементом.
Свинг достиг своего расцвета в 1938-1942 годах.

Свит

Sweet
Свит  характеристика развлекательной и танцевальной коммерческой музыки сентиментального, напевно-лирического характера, а также родственных ей форм коммерциализированного джаза и "оджазированной" популярной музыки.


Симфонический джаз

Симфонический джаз джазовый стиль, сочетающий черты симфонической музыки с элементами джаза.


Современный джаз

Modern jazz
Современный джаз совокупность стилей и направлений джаза, возникших с конца 1930-х годов после окончания периода классического стиля и "эры свинга".


Афро-кубинский джаз

нем. Afrokubanischer jazz
Афро-кубинский джаз стилевое направление джаза, развившееся к концу 1940-х годов из соединения элементов бибопа с кубинскими ритмами.


Бибоп

Боп
Bebop; Bop
Бибоп первый стиль современного джаза, сложившийся к началу 1930-х годов.
Бибоп направление негритянского джаза малых ансамблей, для которого характерны:

  • свободная сольная импровизация, опирающаяся на сложную последовательность аккордов;
  • использование инструментального пения;
  • модернизация старого хот-джаза;
  • скачкообразная, неустойчивая мелодия с ломаными слогами и лихорадочно-нервным ритмом.
  • Комбо

Комбо

Combo
Комбо небольшой оркестр современного джаза, в котором солируют все инструменты.


Кул-джаз

Прохладный джаз
Cool jazz
Кул-джаз стиль современного джаза, возникший в начале 50-х годов, обновивший и усложнивший гармонию бопа;
В кул-джазе широко применяется полифония.


Прогрессив

Джаз-прогрессив
Progressive
Прогрессив стилевое направление в джазе:

  • возникшее в начале 1940-х годов на основе традиций классического свинга и бопа;
  • связанное с практикой биг-бэндов и больших оркестров симфонизированного типа;
  • широко использующее латиноамериканские мелодии и ритмы.

 Фри-джаз

Free jazz
Фри-джаз стиль современного джаза, связанный с радикальными экспериментами в области гармонии, формы, ритмики и техники импровизации.
Для фри-джаза характерны:

  • свободная индивидуальная и групповая импровизация;
  • применение полиметрии и полиритмии, политональности и атональности, сериальной и додекафонной техники, свободных форм, модальной техники и др.

Хард-боп

Hard bob
Хард-боп стиль джаза, возникший в начале 1950-х годов из бибопа.
Хард-боп отличается:
  • мрачным грубоватым колоритом;
  • экспрессивной, жесткой ритмикой;
  • усилением элементов блюза в гармонии.

Чикагский стиль джаза

Chicago-still
Чикагский стиль джаза вариант нью-орлеанского джазового стиля, для которого характерны:

  • более строгая композиционная организация;
  • усиление сольной импровизации (виртуозных эпизодов, исполняемых различными инструментами).

Эстрадный оркестр

Эстрадный оркестр разновидность джазового оркестра;
инструментальный ансамбль:

  • исполняющий развлекательно-танцевальную музыку и пьесы джазового репертуара,
  • аккомпанирующий исполнителям популярных песен и другим мастерам эстрадного жанра.

Обычно эстрадный оркестр включает группу язычковых и медных духовых инструментов, фортепиано, гитару, контрабас и набор ударных.

 


Интересное:

Международный джазовый фестиваль в Петропавловской крепости — одном из прекраснейших мест культурной столицы. Это событие несомненно заслуживает внимания всех поклонников джаза — праздник музыки, хорошего вкуса и общения.

Фестиваль традиционно, вот уже 7 лет, проводится на уникальной во всех отношениях площадке. Атмосфера фестиваля создаётся не только музыкантами, но и окружающим пейзажем — гранитные стены Петропавловской крепости, вид на Неву, Зимний дворец, закат над стрелкой Васильевского острова — всё это помогает лучше почувствовать музыку и создаёт соответствующее настроение.

джаз  Подробнее

 


Немного джаза:

Дюк Эллингтон скачать бесплатноВ этом альбоме нет новых оригинальных композиций, однако невозможно его назвать "проходным" в дискографии Эллингтона: смягченный формат звука дает прекрасную возможность для замечательных соло - и знакомые композиции звучат совсем по-другому.

Медленные лиричные композиции, большое внимание уделено в этой записи фортепьянным соло самого Дюка. У этой пластинки есть и еще один несомненный плюс: альбом идеален для первоначального знакомства с музыкой  "джаз" - красиво, хрустально, с легкой, немного грустной улыбкой.

Набор неторопливых, проверенных и отточенных временем прекрастных мелодий в популярном изложении. Если вас не возьмет за душу известный шлягер "Осенние листья" с проникновенным вокалом Оззи Бэйли и пронзительной скрипкой Рэя Нэйса - возможно вы стали слишком уж циничным? Темп нигде не превышает умеренный и, если этот альбом и сравнивать с танцем, то несомненно, это - медленный танец.

джаззапись полностью

 

Л. Армстронг скачать бесплатно

Первоначально было 2 варианта названия: «Louis Armstrongs finest record of the 1950s» и «Essential music for all serious jazz collections». Остановились на третьем.

Одной из крупнейших мистификаций в истории блюза остаётся следующее: трубач и бэнд-лидер Уильям Хэнди является создателем, «отцом блюза». Если вы возьмете записи оркестра Хэнди, вы убедитесь, что они представляют собой обычный танцевальный джаз. Ничего особенного в этих композициях раннего джаза, по-моему, нет. Никакого особого блюза там также нет.

Хэнди сам себя окрестил «отцом блюза», на основании того, что именно ему принадлежит слава публикатора первой джазовой пьесы, в название которой входило слово «блюз» - знаменитой «Сент-Луи Блюз». Нет, пьесы Хэнди вовсе не плохи, в них прекрасные мелодии, и, в общем-то, не будь в их основе блюзовых секвенций, не бывать бы такой музыке вовсе.

 

Count Basie and the Kansas City 7 скачать бесплатноВ октябре 1936, на пути из Канзас-Сити в Нью-Йорк, Каунт Бэйси  вошел в Чикагскую студию с квинтетом и сделал запись, (в числе прочих тогда были записаны версии представленных здесь песен "Oh, Lady Be Good" и "Shoe Shine Boy")

Спустя три года, когда уже возникла идея записи "Семерых из Канзас-Сити", Каунт сделал запись с другой маленькой секцией своего оркестра. Эти музыканты сейчас всемирно известны: Доллар Клейтон, Дикки Уэллс, Лестер Янг, Фредди Грин, Уолтер Пэйдж, Джо Джонс... Третья сессия состоялась уже в 1944, (с Рэнди Ричардсоном вместо Уолтера Пэйджа), однако затем проект вновь был заморожен...

Лишь 18 лет спустя, в марте 1962, Count Basie возродил проект "Канзас-Сити Семь" вновь. Время внесло большие изменения, они отразились и в музыке и в составе группы, но основная идея осталась неизменной - прямой, несложный, но очень красивый и теплый джаз.

джаз запись полностью

 


несколько имен из нашей энциклопедии:

(просто нажмите на фотографию)


Генрих Терпиловский Виктор Двоскин, джазовая биография Валерий Абрамов Владимир Фейертаг
Игорь ВолодинБурко Игорь, Валентин Грозов, биографияЮрий Маркин

 


26 Октября 2008, 21:35
Раздел: джазовые термины



Добавить комментарий

Добавить комментарий

Ваше имя:


Контактный e-mail (не будет виден остальным):


Текст комментария:


Ответьте, пожалуйста, на вопрос (ответ на русском языке):
Имя знаменитого канадского джазового пианиста по фамилии Питерсон


Это большое и нужное дело

... я всегда восхищался тем, как бережно американцы относятся к своей культуре! Отреставрированы все записи, собраны все мемуары, не потерялся ни один исполнитель...
Вы делаете неоценимый труд и для наших современников и для будущих поколений россиян!
В. Киселев (Москва)

Спасибо В. Фейертагу ...

Очень благодарен Вам (и все дальневосточные музыканты) за включение наших имен в справочник "Джаз в России". Очень рад! А за молодых ребят ОСОБЕННО!
Теперь их вся РОССИЯ сможет узнать. ... Мы и далее будем стараться повышать своё мастерство, воспитывать молодежь, укреплять позиции ДВ джаза.
В. Захаров, (Хабаровск)


Интересное:

Оскар Питерсон Джазовая одиссея. АвтобиографияКнига «Джазовая Одиссея» — очень добрая повесть об уникальном и достаточно легком пути к славе выдающегося пианиста Оскара Питерсона. Ему во многом повезло. Прежде всего, на его пути оказались хорошие педагоги, затем его заметил выдающийся продюсер Норман Грэнц, который «вывел» молодого канадского пианиста на американскую джазовую сцену, включил в свои драматургически насыщенные программы «Джаз на филармонической сцене» и организовал ему на собственном лейбле бесчисленные записи с прекрасными партнерами.

Питерсон полностью реализовал свои мечты, записав много красивой романтической музыки. В сопровождении струнной группы и с биг-бэндами, в одиночку и с трио. Записал популярные темы великих американских мелодистов — Гершвина, Порта, Керна, Юменса, Арлена, Макхью, Эллингтона...

Питерсона можно считать первым джазовым музыкантом, который вызвал интерес и привлек внимание меломанов всего мира, и тем самым помог джазу занять более высокие позиции в консервативных музыкальных кругах. В его игре поразительно сочетание нежного классического туше и мощного внутреннего свинга, виртуозных академических пассажей и мощи оркестрово-аккордового звучания...

 


Джазовые книги на нашем сайте:

Для того, чтобы узнать подробности - просто кликните по обложке

ФеейртагФеейртагФейертагСаймонВерменичБарбанБарбанБарбанБарбан ЕШапиро, ХентоффДжоэлл Тепляков книга книга Пташка. Легенда о Чарли ПаркереПономаревКулль Оскар Питерсон Джазовая одиссея. Автобиография



Джазовый проект
издательства СКИФИЯ
Джазовый проект издательства СКИФИЯ
интернет-магазин нот, Калинина рабочая тетрадь, ноты для фортепиано Яндекс.Метрика издать книгу
джаз mp3
бесплатно
РЕКЛАМНЫЙ ЛИСТ: