Валерий Пономарёв
На обратной стороне звука
ISBN 5-17-040244-9, 5-9713-4548-6, 5-9762-1671-4
Тираж: 3000 экз.
Формат: 84x108/32 (~130х205 мм)
Цена 270 руб.
Книга известного джазмена Валерия Пономарева рассказывает об этапах блестящей творческой карьеры и вехах жизни. Детство обычного московского школьника, ранняя тяга к джазу и увлечение игрой на трубе, заочное знакомство с самыми блестящими джазовыми музыкантами Запада, выступления в культовом кафе «Молодежное» – вот начало творческой жизни Пономарёва.
В 70-е годы герой книги уезжает в США и вскоре становится трубачом известнейшего джаз-оркестра «Арт Блэки и Посланцы Джаза» в Нью-Йорке, о работе в котором Пономарев мечтал с юности. Приключения эмигранта изображены в череде живых бытовых сценок.
Яркие портретные зарисовки посвящены встречам с лидерами американского джаза.
Об авторе и музыканте:
Валерий Пономарев – один из немногих советских джазменов, которые после эмиграции добились мирового признания. В 1973 году он уехал в Нью-Йорк и в скором времени играл на трубе в одном из самых знаменитых хард-боповых составов – «Jazz Messengers», руководимого легендарным Артом Блэйки (Art Blakey). Имя Валерия Пономарева, как правило, звучит первым, если спросить какого-нибудь иностранного джазового ценителя постарше про известных ему российских музыкантов. Правда, имя это, иностранцы, опять же, как правило, произносят неправильно. У Валерия даже есть такая шутка, которую он разыгрывает на концертах по всему миру: кто из зала правильно произнесет его фамилию, тот получит в подарок компакт-диск музыканта.
Валерий Пономарёв играет хард-боп. Он верен этому направлению, в котором он сформировался как музыкант, в котором он добился успеха, и которое он упорно, уверенно и плодотворно пополняет своими первоклассными сольными альбомами. В этом он похож на своего кумира Арта Блэйки, который, несмотря на все переломы в джазе, да и вообще в музыке, проходивших в 60-80-х годах прошлого века, упорно «гнул» свою хард-боповую линию.
Из рецензий на книгу:
Джазовый трубач Валерий Пономарев – первый и пока единственный музыкант из СССР, уже вошедший в историю этого негритянского по происхождению музыкального жанра.
Пономарев эмигрировал в 1973 году и до начала 80-х был солистом Jazz Messengers («Посланцы джаза») – одного из самых значительных джазовых коллективов в истории музыки, в середине 50-х вернувшим джаз к его афроамериканским истокам. Трубача Пономарева американские коллеги даже прозвали Black Russian (название довольно популярного в Америке коктейля).
«На обратной стороне звука» – документ в каком-то смысле уникальный: до сих пор мемуары джазовых классиков сочинялись только на английском языке. Да и вообще сочиняли их совсем немногие джазовые музыканты.
Пономарев коротко рассказывает о том, как, будучи обычным советским мальчишкой, он однажды услышал в пионерлагере звук горна, освоил игру на трубе, влюбился в джаз и к моменту эмиграции, когда ему было уже под тридцать, оказался в гуще советской, т.е. полулегальной, джазовой жизни. В своей книге он описывает лишь то, что видел и в чем участвовал сам. Он ни на что не жалуется и ни с кем не сводит счетов, даже с советскими «джазоведами в штатском» (к чести мемуариста, он выводит их не под настоящими именами, а под псевдонимами, впрочем, легко расшифровываемыми).
Для Пономарева все, что не касается джаза, – жизнь «по эту сторону звука». А «на обратной стороне звука» разворачивается классический сюжет о сбывшейся американской мечте: эмигрант, перебивающийся случайными заработками, становится «Посланцем джаза». И уже как джазист первой десятки с разочарованием обнаруживает, что на родине джаза все еще дают о себе знать расовые предрассудки, что его кумир – главный «Посланец» - наркоман и что в свободном мире тоже есть бюрократия (даже авторитета Арта Блэки не хватило, чтобы члена его коллектива, беспаспортного русского, пустили в Норвегию).
Есть в тексте необязательные детали, иные персонажи возникают ниоткуда, иногда мемуарист забывает о том, что обращается к русскому читателю (например, подробно пересказывает содержание романа «Двенадцать стульев»). Но лучшие страницы книги, посвященные собственно музыкальной жизни, будут интересны не только тем тем, кто знает и любит джаз, а куда более широкой аудитории.
Еще несколько имен из нашей энциклопедии
(просто нажмите на фотографию)