Михаил Кулль
Ступени восхождения
Авторская история московского джаза 50-90 годов
твердый переплет, 352 стр.
Формат: 60*90/16
Цена 320 руб.
Книга известного российского джазового пианиста Михаила Кулля содержит подзаголовок «Авторская история московского джаза 50-90 годов» не случайно – достаточно прочитать биографическую статью об авторе в энциклопедии джаза.
В книгу вошло более 200 фотографий из уникального джазового архива автора.
Пресса о книге:
(Виктор Ахломов, газета "Известия" 16.09.09 г.)
<...> Известный джазовый пианист Михаил Кулль представил публике свою новинку с названием "Ступени восхождения". Название – не ахти. Но имя автора зацепило: понятно, что речь пойдет о ступенях пробуждения, восхождения и становления советского джаза.
В советский период истории нашего отечества джаз считался искусством, враждебным советской молодежи. Ему приклеили ярлык "музыка толстых". Но в начале 60-х годов, в разгар "оттепели" и очередной "демократии по указу", московские власти разрешили играть джаз в некоторых "присутственных местах". Самым модным стало кафе "Молодежное" в центре Москвы на улице Горького. Позже к нему присоединились "Аэлита" и "Синяя птица". В этих кафе собирались не только джазмены. Их гостями были композиторы, поэты и художники. Так, в кафе "Аэлита" я впервые под звуки джаза познакомился с работами Ильи Глазунова.
Позже кто-то из знакомых, сотрудников правоохранительных органов, то ли в шутку, то ли всерьез заявил, что власть – не дура: она отдала эти кафе молодежи, чтобы в одном месте было легче отслеживать "инакомыслящих".
А среди "инакомыслящих" джазменов рождались будущие звезды мировой величины. Гитаристы Алексей Кузнецов и Николай Громин, ударник Александр Салганик и басист Фрэд Григорович, трубачи Герман Лукьянов и Андрей Товмасян, руководитель знаменитого диксиленда Владислав Грачев и отец-основатель "Арсенала" Алексей Козлов, впоследствии получивший от поклонника джаза и драматурга Виктора Славкина сценическое прозвище "козел на саксе". Все вечера в кафе "Молодежное" вел интеллектуал и энциклопедист джаза Алексей Баташёв. <...>
Из предисловий к книге:
Владимир Фейертаг: <...> Если бы меня спросили, а кто такой Михаил Кулль, я бы, не задумываясь ответил шаблонной фразой: один из пионеров советского импровизационного джаза! <...> Его воспоминания лишены тех профессиональных амбиций, которые очень часто искажают мемуарную джазовую литературу, подгоняя факты и события под себя любимого. <...>
Лев Ноль: <...> Автором проделана гигантская работа. И это – не ходовая фраза, которую вводят обычно в отзывы о диссертации, <...> это константация факта! Это подбор материалов, который со свойственной автору тщательностью он всю свою сознательную жизнь собирал, классифицировал, хранил порох сухим, а вот теперь – выстрелил, да еще как! <...>
Кирилл Мошков: <...> Книга Кулля – не только "путеводитель по прошлому". Обстоятельства советской "джазовой истории" в ней – прежде всего обстоятельства жизни людей, вовлеченных в эту историю. <...> Книге повезло не стать протоколом с перечислением концертов и их участников: она – прежде всего документ человеческого роста... <...>
Алексей Баташёв: <...> Скажу, давая право себя цитировать, что автор "Ступеней" – настоящий писатель, без всяких скидок. Чтение захватывает, заставляет смеяться и грустить, вспоминать что-то свое, предаваться размышлениям о том и о сем, короче – это прекрасное чтение для ума и сердца.
Отрывок из книги:
Когда в 1960 году было открыто кафе «Аэлита», приглашением музыкантов, так же, как и другими организационными вопросами, занимался в нем Совет кафе. Его состав, да и все перестановки в составе, естественно, утверждались Райкомом ВЛКСМ. В одном из первых Советов «Аэлиты», возглавлявшегося тогда Володей Щербатых, в конце 1960 года появился такой же, как и мы, поклонник джаза, комсомольский активист, инженер по образованию и замечательный по душевному складу наш ровесник Павел Барский. Именно по его приглашению мы стали наведываться в кафе, причем гораздо чаще, чем в открытое примерно в эти же годы на улице Горького «Молодежное».
Практически с первых дней работы «Аэлиты» там более или менее постоянно играли пианист Женя (Джан) Геворгян, его брат, виолончелист по образованию, но игравший на контрабасе Андрей, гитарист Николай Громин, барабанщик Володя Журавский. К ним часто присоединялся Миша Цуриченко, уже очень яркий саксофонист, несмотря на свои 17-18 лет. В этот период, в 1961-1962 году, мне и Грачеву довелось достаточно часто играть в «Аэлите», но не всегда вместе. Скорее всего, Владика чаще приглашали, а я обычно приходил по собственному желанию. И в этом я не был одинок. В кафе потянулись и многие другие, получившие возможность поиграть вместе в совершенно непредсказуемых составах. И это происходило не только в конце вечера, на неизбежных джемах, но и в течение первых «заездов» выступления основного состава, иногда даже к его недовольству.
Михаил Кулль в энциклопедии джаза:
Типичный представитель первой волны джазовых музыкантов-любителей начала 50-х годов прошлого века, пришедших в джаз с дипломами инженеров, архитекторов, строителей и т.п. Получал в детстве в течение трех лет уроки игры на ф-но у частного педагога. Увлекшись джазом, по статусу всегда оставался музыкантом-любителем. В 1957 г. окончил Московский институт химического машиностроения (МИХМ), работал в НИИ, кандидат технических наук, Лауреат Госпремии СССР.
В 1954-1957 играл в студенческом эстрадном оркестре МИХМа, которым руководил композитор Борис Фиготин. Там же познакомился с трубачом Владиславом Грачевым, с которым сотрудничал с небольшим перерывом в течение 35 лет, играя до 1961 г. в квинтетах Грачева (с В. Шифриным, А. Зильбершмитом, и др.), а после 1967 г. – в Диксиленде Грачева.
В различных составах играл в первых московских джазовых кафе – «Аэлита», «Молодежное», «Романтики». С первых дней работы кафе «Синяя птица» вместе с И. Иткиным в течение почти 3 лет возглавлял в нем квартет.
Рекомендуем обратить внимание на книгу:
Фейертаг В. "ДИАЛОГ СО СВИНГОМ. ДАВИД ГОЛОЩЕКИН О ДЖАЗЕ И О СЕБЕ"
Владимир Фейертаг, филолог, музыковед, писатель, лектор, педагог и журналист, заслуженный деятель искусств России, лауреат премии У. Коновера...
Идея написать портрет Давида Голощёкина – личности яркой, неординарной - реализовалась в форме беседы с музыкантом. И благодаря комментариям Фейертага книга становится подобием concerto grosso, в котором выдающийся солист импровизирует на фоне мощного и вечного искусства джаза.
узнать подробности и купить книгу
несколько имен из нашей энциклопедии
(просто нажмите на фотографию)
Когда мне доставят книгу? Сколько стоит доставка?
Обычно доставка осуществляется за несколько дней. Во многом это зависит не только от географического положения, но и от хорошей работы сотрудников вашего почтового отделения.
В нашем магазине существует фиксированная система тарифов доставки ваших заказов. Она не привязана к весу книги и вашему местоположению на территории России. Это означает, что часть расходов по оплате услуг Почты России мы зачастую берем на себя – и это сознательное решение – житель Хабаровска не должен оплачивать за книги больше, чем житель Москвы или Вологды.
Кроме того – для заказчиков, которые единовременно заказывают несколько книг - стоимость доставки (на единицу книги) существенно уменьшается.
История джаза в России:
(В. Фейертаг "История джазового исполнительства в России")
БИГ-БЭНДЫ 60-х ГОДОВ
Первая оттепель (1957-1962) позволила музыкантам и любителям джаза получить более точное представление о состоянии этого вида музыки за рубежом и, прежде всего, в Соединенных Штатах Америки. Начался весьма скромный культурный обмен, благодаря которому в Советский Союз приезжали знаменитые американские джазовые музыканты – оркестр Бенни Гудмена (1962), септет Эрла Хайнза (1966), джаз-оркестр Иллинойского университета (1968), а впоследствии биг бэнды Дюка Эллингтона (1971) и Тэда Джонса – Мела Льюиса (1972).
Но еще в конце 50-х годов, стало очевидно, что отечественные большие оркестры джазовой ориентации должны «вырваться» из театрализовано-песенного клана и представлять, насколько это возможно, современный инструментальный джаз.
книги и ноты на нашем сайте:
просто щелкните мышкой по обложке
Это большое и нужное дело... я всегда восхищался тем, как бережно американцы относятся к своей культуре! Отреставрированы все записи, собраны все мемуары, не потерялся ни один исполнитель...
Вы делаете неоценимый труд и для наших современников и для будущих поколений россиян!
В. Киселев (Москва)
|
Спасибо В. Фейертагу ...Очень благодарен Вам (и все дальневосточные музыканты) за включение наших имен в справочник "Джаз в России". Очень рад! А за молодых ребят ОСОБЕННО!
Теперь их вся РОССИЯ сможет узнать. ... Мы и далее будем стараться повышать своё мастерство, воспитывать молодежь, укреплять позиции ДВ джаза. В. Захаров, (Хабаровск)
|