Большие оркестры эпохи свинга
Санкт-Петербург, 2008
Перевод: Юрий Верменич
Предисловие, общая редакция: Владимир Фейертаг
ISBN: 978-5-903463-08-4
твердый переплет, большое количество редких фотографий
680 стр., тираж 1000 экз.,
В 1979 году выдающийся джазовый энтузиаст Юрий Верменич прислал мне перевод этой книги. Я читал ее с нескрываемым волнением, потому что еще живы были воспоминания о биг-бэндах, о танцевальной джазовой музыке, о «Серенаде Солнечной долины». Из полусотни джазовых книг, переведенных Верменичем, именно эту, совершенно бесспорную и для режима идеологически абсолютно безвредную (в конце семидесятых годов джаз в СССР был уже признан концертным искусством), музыкальная общественность безуспешно проталкивала в разные издательства. Но напечатать книгу так и не удалось, хотя за нее хлопотали известные композиторы и музыковеды.
Книга эта, на мой взгляд, актуальна и теперь. Сведения о биг-бэндах и о музыкантах это часть истории джаза. Однако сегодня некоторые положения автора нуждаются в комментариях. Tempora mutantur, et nos mutamur in illis. Изменились наши представления о джазе, возникла новая танцевальная музыка, изменилась и социально-экономическая база этого искусства. Поэтому Джордж Саймон, опубликовавший книгу на заре 70-х, сегодня может быть воспринят как несносный брюзга и ворчун. Вместе с музыкантами-пуристами (а таких всегда было много) он негодует по поводу популярности Beatles и абсолютно не признает рок-музыку.
В 1992 году я беседовал с ним, он по-прежнему возмущался популярностью рока, не принимал музыку Эндрю Ллойда Уэббера и, конечно, не видел никакой ценности в экспериментах фри- или этноджаза.
Читателям следует обратить внимание на два существенных отличия в оценке джазовой истории.
Первое: Саймон делит всю биг-бэндовую общину на лидеров и сайдменов. Причем сайдменами он называет всех без исключения музыкантов оркестра. Сегодня же во всем мире принята другая классификация: сайдмен это оркестрант, не умеющий импровизировать, а джазмен это солист-импровизатор (поэтому нам кажется странным, что Джонни Ходжес или Стэн Гетц не джазмены, а сайдмены).
Второе: по понятиям автора оркестр исполняет джаз только тогда, когда играет быстрые пьесы и композиции в среднем темпе. А медленные пьесы, баллады (почти всегда с эпитетом «сентиментальные») к джазу не относятся. Вероятно, так и было в тридцатые годы, но сегодня джазовые музыканты, представители почти всех современных направлений, играют баллады с тем же чувством свинга, что и другие пьесы. И это тоже джаз!
Биг-бэндовая летопись Саймона книга очень личная. Как заинтересованный и ответственный журналист автор знакомился и беседовал со всеми лидерами и музыкантами. Он часто цитирует своих героев, которые по-разному оценивают одно и то же описываемое событие. Возникают противоречия, несоответствия, а Саймон иногда просто отходит в сторону и как бы говорит читателям: «А вот в этом вы разбирайтесь сами». Жесткость Бенни Гудмена, консервативность Стэна Кентона, прагматизм Гая Ломбардо все это часть реальной истории танцевальной музыки, которая в эпоху биг-бэндов называлась джазом или свингом.
Книга «Большие оркестры эпохи свинга» замечательный справочник.
Я полагаю, что большинству читателей будет трудно пробиться через частокол малознакомых имен вокалистов и сайдменов. Но кого-то вы вспомните, кого-то нет. И переводчик поступил совершенно справедливо, немного сократив бесконечные авторские перечисления. Это касалось, конечно, не музыкантов, а менеджеров, жен, дальних родственников, директоров клубов или абсолютно забытых песен того времени. Должен покаяться, что и я сократил некоторый фрагменты, которые считал повтором.
Да, многое может показаться устаревшим и неактуальным. Но только на первый взгляд, потому что история музыки это история ее творцов, это их жизнь в определенной социально-политической ситуации и их человеческие отношения. А это всегда интересно. Джордж Саймон приоткрыл занавес и позволил нам заглянуть за кулисы той красивой глянцевой жизни, которую нам упорно представляла продукция Голливуда. А все ли было так красиво? Все ли было гладко? Как возник джазовый бизнес? Как люди добивались успеха?
И последнее: книгу «Большие оркестры эпохи свинга» можно читать избирательно. И не обязательно подряд. Мы расположили главы в соответствии с английским алфавитом (как у автора) и позволили себе с согласия переводчика добавить несколько сносок.
На фотографиях:
Джаз-дивы вокала эпохи свинга, упомянутые в книге:
- Дэйл Эванс, Эмми Арнол, Хеллен Уорд
- Джинни Пауэлл, Луиза Тобин, Нэн Уинн
- Мэрион Хаттон, Джо Стафорд, Розмари Клуни.
ознакомиться с полным содержанием книги
Дюк Эллингтон в энциклопедии джаза:
Получил домашнее образование, мать давала ему уроки фортепиано. Проявил склонность к живописи, работал плакатистом, но увлекся регтаймом и танцевальной музыкой. Первый оркестр Эллингтона состоял из его ближайших друзей барабанщика Сонни Грира, саксофониста Отто Хардвика, трубача Артура Уэтсола. От них же из-за любви к красивой одежде получил прозвище Duke (герцог).
В 1923 году квартет Эллингтона The Washingtonians появился в Нью-Йорке и после нескольких не очень благополучных сезонов, включая работу в Kentucky Club, преобразовался в оркестр из десяти человек, которому удалось закрепиться в престижном Cotton Club. Из клуба программы оркестра регулярно транслировались по радио, и это принесло Эллингтону широкую известность.
Бенни Гудмен в энциклопедии джаза:
Родители Гудмена эмигранты из России, мечтая сделать сына академическим исполнителем, организовали мальчику занятия с кларнетистом из Чикагского симфонического оркестра Францем Шеппом. По свидетельству Бада Фримена, Бенни уже в 10 лет был зрелым профессионалом и талантливым импровизатором (подражал Джорджу Льюису и Джимми Нуну), его приглашали Джимми МакПатленд и Дэйв Таф, а в 16 лет он стал главным солистом в бэнде Бена Поллака.
С этим оркестром в 1926 он записал первое соло в пьесе Hes The Last Word. Работая с Поллаком до 1929 года, Гудмен приобрел огромный опыт и кроме того смог поддержать семью (у него было 11 братьев и сестер).
В 1929-30 играл с Рэдом Николзом, в 1931 с Джо Венути, Эдди Лэнгом и... Джорджем Гершвиным. В 1933 аккомпанировал Билли Холидэй.
Интересное:
100 лучших записей джаза
Последний материал уходящего 2009 года в нашем джаз-журнале "Инфо-Джаз" хотелось бы посвятить небольшому обзору. Несколько недель назад английское издание "Telegraph" напечатало статью джазового критика Мартина Гэйфорда "100 лучших джазовых записей".
Разумеется - это всего лишь версия, разумеется - у каждого любителя джаза есть свой топ. Однако список показался нашей редакции достаточно интересным, чтобы подготовить материал на русском языке и предложить Вашему вниманию.
100 Best Jazz Recordings
Martin Gayford
Джаз записывают менее века, однако за девять с небольшим десятилетий было выпущенно огромное количество музыки. Собрать, оценить и прослушать все джазовые записи невозможно, но можно попробовать составить хронологическую цепочку признанных шедевров наряду с некоторыми выдающимися, но малоизвестными джазовыми выступлениями. Позвольте мне предложить свой вариант:
1. King Oliver
2. Bessie Smith
3. Bix Beiderbecke
4. Jelly Roll Morton
Несколько имен из нашей энциклопедии
(просто нажмите на фотографию)
Когда мне доставят книгу? Сколько стоит доставка?
Обычно доставка осуществляется за несколько дней. Во многом это зависит не только от географического положения, но и от хорошей работы сотрудников вашего почтового отделения.
В нашем магазине существует фиксированная система тарифов доставки ваших заказов. Она не привязана к весу книги и вашему местоположению на территории России. Это означает, что часть расходов по оплате услуг Почты России мы зачастую берем на себя – и это сознательное решение – житель Хабаровска не должен оплачивать за книги больше, чем житель Москвы или Вологды.
Кроме того – для заказчиков, которые единовременно заказывают несколько книг - стоимость доставки (на единицу книги) существенно уменьшается.
История джаза в России:
(В. Фейертаг "История джазового исполнительства в России")
БИГ-БЭНДЫ 60-х ГОДОВ
Первая оттепель (1957-1962) позволила музыкантам и любителям джаза получить более точное представление о состоянии этого вида музыки за рубежом и, прежде всего, в Соединенных Штатах Америки. Начался весьма скромный культурный обмен, благодаря которому в Советский Союз приезжали знаменитые американские джазовые музыканты – оркестр Бенни Гудмена (1962), септет Эрла Хайнза (1966), джаз-оркестр Иллинойского университета (1968), а впоследствии биг бэнды Дюка Эллингтона (1971) и Тэда Джонса – Мела Льюиса (1972).
Но еще в конце 50-х годов, стало очевидно, что отечественные большие оркестры джазовой ориентации должны «вырваться» из театрализовано-песенного клана и представлять, насколько это возможно, современный инструментальный джаз.
книги и ноты на нашем сайте:
просто щелкните мышкой по обложке
Это большое и нужное дело... я всегда восхищался тем, как бережно американцы относятся к своей культуре! Отреставрированы все записи, собраны все мемуары, не потерялся ни один исполнитель...
Вы делаете неоценимый труд и для наших современников и для будущих поколений россиян!
В. Киселев (Москва)
|
Спасибо В. Фейертагу ...Очень благодарен Вам (и все дальневосточные музыканты) за включение наших имен в справочник "Джаз в России". Очень рад! А за молодых ребят ОСОБЕННО!
Теперь их вся РОССИЯ сможет узнать. ... Мы и далее будем стараться повышать своё мастерство, воспитывать молодежь, укреплять позиции ДВ джаза. В. Захаров, (Хабаровск)
|